Как обращаться в органы власти с жалобой

Закон предоставляет дополнительные гарантии защиты прав граждан в тех случаях, когда они обращаются в органы власти. Чаще всего мы обращаемся в органы власти по поводу получения каких-либо услуг, реализации каких-либо прав или получения льгот и пособий. Все услуги для граждан, которые предоставляются за счет бюджетных средств, являются либо государственными, либо муниципальными.Закон предоставляет особые гарантии не только по поводу качества самих услуг (например, медицинских услуг, назначения пособий по уходу за ребенком, получения жилищных сертификатов, содействия в поиске работы, выдачи лицензии и т.д. и т.п.), но и по поводу соблюдения специальных правил, процедур и условий взаимодействия гражданина и государства.

Во взаимоотношениях с органами власти граждане могут опираться на общие нормы законов:

  • Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
  • Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

а также на специальные законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют предмет непосредственного обращения в орган власти (например, Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения) и на административные регламенты, которые регулируют порядок предоставления конкретных государственных или муниципальных услуг в конкретном регионе или муниципалитете (например, административный регламент администрации Карагайского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в общеобразовательное учреждение»).

Заявитель может обратиться с жалобой (к руководителю ведомства, в вышестоящие инстанции, в прокуратуру, в суд), если:

  • нарушен срок регистрации запроса о предоставлении услуги;
  • нарушен срок предоставления услуги;
  • требуют документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами;
  • необоснованно отказывают в приеме документов;
  • необоснованно отказывают в предоставлении услуги;
  • требуют платы, не предусмотренной законодательством;
  • отказывают в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушен установленный срок таких исправлений.

См. Права получателей государственных (муниципальных) услуг

Срок рассмотрения жалоб органами власти по поводу предоставления услуг:
— на действия органов власти при предоставлении услуги — 15 рабочих дней;
— на отказ в приеме документов, в исправлении опечаток и ошибок — 5 рабочих дней.

Кому направлять жалобы

Жалобы всегда направляются в вышестоящий орган — то есть тот орган, которому административно подчиняется ведомство нарушитель. Уточнить вышестоящую организацию несложно — информация о ней должна быть в административных регламентах ведомства и на информационных стендах в местах приёма.

По закону лицо, которое рассматривает жалобу, не имеет права перенаправлять её на рассмотрение в тот орган, на который вы пожаловались. Это правило действует, в том числе для защиты заявителей. Чиновник, который нарушил этот запрет, может быть по вашему заявлению привлечён к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ с выплатой штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

Используйте административные регламенты

Если вы получаете государственную или муниципальную услугу — перед обращением в орган власти обязательно ознакомьтесь с административным регламентом. В регламенте подробно описан порядок предоставления информации об услуге, оказания услуги и направления жалоб, в том числе сроки и ответственные лица. Ссылка на регламент может быть весомым аргументом, поскольку несоблюдение регламента может быть поводом для обращения в прокуратуру или вышестоящий орган. Регламенты существуют для всех услуг, тексты регламентов публикуются на информационных стендах, официальных сайтах и региональных порталах услуг.

В последней части административного регламента указано лицо, которое отвечает за рассмотрение жалоб и обращений. Именно ему нужно адресовать свою жалобу.

Если ваша жалоба не рассмотрена или вам отказано в

Жалоба в прокуратуру с требованием о привлечении к административной ответственности