Александр: Какие нормативные акты, регламентируют вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья?

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений»;
  7. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 29.12.2014 № СЭД-26-01-04-1151 «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  9. Совместное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № ВФ-577/06 /2608-ВС от 04.04.2007 «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование»;
  10. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

Владимир: Расскажите, пожалуйста о правах детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

Государство поддерживает получение лицами с инвалидностью образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Получение образования инвалидами регламентируется статьёй 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ней закреплено, что инвалидам должно быть обеспечено получение общедоступного и бесплатного образования. Это касается всех ступеней образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования. Также гарантируется бесплатность высшего образования. За реализацию этих положений отвечают органы управления образования, а также образовательные организации совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения.

При этом общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов должно осуществляться в соответствии с адаптированными образовательными программами и ИПРА.

Кроме того, инвалиды и их родители должны быть обеспечены информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов. Данным вопросом занимаются органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Также инвалидам гарантируется оказание психолого-педагогической поддержки при получении образования. В том числе такая поддержка оказывается при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. За оказание  психолого-педагогической поддержки отвечают органы государственной власти и образовательные организации.

С согласия родителей обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам должно быть организовано на дому, если такие дети не могу обучаться в образовательной организации. Организацией обучения на дому занимаются органы управления образования. Переход на обучение на дому осуществляется в заявительном порядке. При этом необходимо иметь соответствующее медицинское заключение.

Существует отдельный Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждённый Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. Он содержит следующие заболевания:

новообразования:

  • злокачественные новообразования;

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:

  • апластические анемии;
  • нарушение свертываемости крови;
  • пурпура и другие геморрагические состояния;
  • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни эндокринной системы:

  • сахарный диабет I типа;

психические расстройства и расстройства поведения:

  • органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство;
  • расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга;
  • шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • умственная отсталость;
  • общие расстройства психологического развития;
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта);
  • энкопрез неорганической природы;
  • другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст;

болезни нервной системы:

  • спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы;
  • идиопатическая семейная дистония;
  • идиопатическая несемейная дистония;
  • миоклонус;
  • хорея, вызванная лекарственным средством;
  • другие виды хореи;
  • другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения;
  • другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы;
  • демиелинизирующие болезни центральной нервной системы;
  • эпилепсия;
  • мигрень;
  • мышечная дистрофия;
  • врожденные миопатии;
  • митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках;
  • другие первичные поражения мышц;
  • другие уточненные миопатии;
  • детский церебральный паралич;
  • параплегия и тетраплегия;

болезни глаза и его придаточного аппарата:

  • кератит;
  • хронический иридоциклит;
  • хориоретинальное воспаление;
  • неврит зрительного нерва;
  • отслойка и разрывы сетчатки;
  • глаукомы;
  • врожденная глаукома;

болезни системы кровообращения:

  • сердечная недостаточность;

болезни органов дыхания:

  • эмфизема;
  • другая хроническая обструктивная легочная болезнь;
  • хроническая респираторная недостаточность;

болезни органов пищеварения:

  • неинфекционный энтерит и колит;
  • хроническая печеночная недостаточность;
  • фиброз и цирроз печени;

болезни кожи:

  • буллезные нарушения;
  • дерматит и экзема;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани:

  • воспалительные полиартропатии;
  • другие поражения суставов;
  • системные поражения соединительной ткани;
  • юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса);

болезни мочеполовой сферы:

  • гломерулярные болезни;
  • тубуло-интерстициальные болезни почек;
  • хроническая почечная недостаточность;

последствия травм:

  • последствия травм головы;
  • последствия травм шеи и туловища;
  • последствия травм нижней конечности;
  • последствия травм, захватывающих несколько областей тела.

Поддержка детей-инвалидов предусматривается также и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Можно выделить следующие формы поддержки:

  • получение государственной социальной стипендии, то есть денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36);
  • освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65);
  • организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66);
  • право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 71);
  • право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты (статья 71).

Юлия Владимировна: Компенсируется ли стоимость услуг по ремонту инвалидного кресла, произведённому за собственные денежные средства?

Да, компенсируется. Согласно пункту 15(1) Правил если техническое средство реабилитации (ТСР) или услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрёл или отремонтировал его самостоятельно, то ему должна быть выплачена компенсация. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретённого технического средства или оказанной услуги, но не более стоимости, предоставляемых уполномоченным органом.

Подробнее этот вопрос регулирует Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н.

 В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования РФ либо исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида.

Компенсация не может превышать размер стоимости ТСР на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Компенсация выплачивается на основании заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и документов, подтверждающих расходы, а также предъявления им следующих документов:

  • документа, удостоверяющего  личность;
  • индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

В случае если при приобретении технического средства реабилитации инвалид потратил меньшую сумму, чем установлено законом, разница ему не доплачивается.

Если после подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации компенсация не была произведена в соответствующий срок, данное бездействие можно обжаловать в судебном порядке.

 

Андрей Сергеевич: Что делать, если инвалидное кресло не подлежит ремонту?

Этот вопрос регулируется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 (далее — Правила).

Согласно пункту 10 Правил при невозможности ремонта технического средства, необходимости досрочной замены или по истечении срока пользования осуществляется его замена. Замена производится по решению уполномоченного органа на основании поданного заявления. Факт невозможности ремонта и необходимости досрочной замены должен быть подтверждён заключением медико-технической экспертизы.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 11 Правил выданные инвалидам технические средства сдаче не подлежат.

Иван: Что делать при поломке технического средства реабилитации?

Ответ на этот вопрос содержатся в ряде правовых актов.

Право на техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов содержится в ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Техническое обслуживание и ремонт должны быть произведены вне очереди и бесплатно, либо на льготных условиях.

Ремонт технического средства осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Данное правило закреплено в п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»,

Территориальный орган Фонда социального страхования РФ в 15-дневный срок с даты поступления заявления о предоставлении услуг по ремонту технического средства и необходимых документов, осуществляет постановку заявителя на учет по предоставлению услуг по ремонту технического средства и выдает направление на получение услуг по ремонту технического средства. Это указано в п. 17 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.09.2011 №1041н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по вы- плате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

Порядок проведения медико-технической экспертизы закреплён в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 №438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий».

Согласно нему медико-техническая экспертиза осуществляется на основании заявления инвалида. Заявление подается в уполномоченный орган по месту жительства инвалида в письменной форме.

Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным    требованиям.

Татьяна: Что делать, если при переосвидетельствовании МСЭ снимет инвалидность?

В такой ситуации можно воспользоваться правом на обжалование решения МСЭ. Это право закреплено в Правилах признания лица инвалидом, утверждённых Постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Обращаем внимание на то, что обжаловать решение можно двумя способами: в вышестоящем органе и в судебном порядке. Оспорить решение в вышестоящем органе можно дважды: изначальное решение МСЭ обжалуется в главном бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ — в федеральном бюро МСЭ.

На любом этапе данной цепочки обжалование может быть перенесено в суд. Например, если после первой попытки обжалования решение главного бюро МСЭ не устраивает, можно обращаться в суд, а не в федеральное бюро МСЭ. В суд можно обратиться и сразу, не обращаясь в вышестоящие органы.

При судебном обжаловании нужно быть готовым к тому, что для разрешения дела суд назначит независимую судебную медико-социальную экспертизу. Скорее всего, именно её заключение и будет решать исход дела. Согласно ч. 2 ст. 79 ГПК РФ при назначении судебной экспертизы каждая из сторон имеет право предоставить суду вопросы, которые будут рассматриваться на судебной экспертизе. Перечень вопросов утверждается судом, отклонение предоставленных сторонами вопросов суд обязан мотивировать. Важно понимать, что правильно заданный вопрос эксперту может решить исход дела.

Отметим что, количество положительной судебной практики в данной категории дел невелико, в связи с этим рекомендуем максимально использовать обжалование в вышестоящем органе.

Для успешного обжалования, как в судебном порядке, так и в вышестоящий орган, важно отразить в жалобе или исковом заявлении следующие моменты.

  1. Следует указывать конкретные противоречия в обжалуемом решении со ссылкой на конкретные пункты правил признания лица инвалидом, или классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ.

Для этого потребуется детально ознакомиться с содержанием направления на МСЭ, актами и протоколами освидетельствования в учреждениях МСЭ. Кроме того, важно изучить и все другие документы, имеющие отношение к делу, например, характеристики, заключения специалистов и т.д. Эти документы нужно проанализировать с точки зрения того, была ли проведена специалистами учреждений МСЭ, отказавших в признании гражданина инвалидом, всесторонняя оценка имеющихся у него нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, как этого требует законодательство.

  1. Следует указать противоречия в обжалуемом решении заключению специалистов, отражающему истинное состояние здоровья и реабилитационный потенциал.

Для этого рекомендуем проконсультироваться с медицинскими или педагогическими работниками необходимой специализации (врач-невролог, психиатр, кардиолог, учитель- дефектолог, педагог-психолог, и др.), которые смогут в качестве специалиста ответить на вопросы. Например, прокомментировать соответствие диагноза, установленного при освидетельствовании в органах МСЭ, имеющейся информации в медицинских документах (обследованиях, заключениях, выписках, копий амбулаторных карт и т. д.). Также специалист поможет сформулировать вопросы для судебной экспертизы. Возможно, он сможет определить, взаимосвязаны ли основное и сопутствующее заболевание друг с другом, оказывает ли влияние сопутствующее заболевание на основное. Данные сведения существенно могут повлиять на количественную оценку (проценты) при проведении медико-социальной экспертизы и установления степени выраженности того или иного нарушения.

Илья: Может ли инвалидность устанавливаться бессрочно?

Да, может. Данный вопрос освещён в Правилах признания лица инвалидом, утверждённых Постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Пункты 9 и 10 данного документа закрепляют, что инвалидность I группы устанавливается на 2 года, а II и III групп — на 1 год. Категория «ребёнок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года или 5 лет. Таким образом, статус инвалидности необходимо периодически подтверждать вновь. Однако пункт 13 устанавливает исключение из этого правила.

Так, группа инвалидности  без указания срока переосвидетельствования и категория «ребёнок инвалид» до достижения 18 лет устанавливается в следующих случаях:

  1. не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребёнок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма;
  2. не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребёнок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма;
  3. не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребёнок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования;

Отметим также, что в первом и втором случае бессрочная инвалидность может быть установлена сразу при первичном освидетельствовании МСЭ. Это возможность при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. Отсутствие положительных результатов должно быть зафиксировано в направлении на МСЭ.

Обращаем внимание на то, что граждане, получившие статус «ребёнок-инвалид» после достижения 18 лет могут получить бессрочную инвалидность в общем порядке.

Анна Константиновна: Можно ли привлечь своего специалиста для участия в МСЭ с правом совещательного голоса?

Нет, нельзя. Ранее такая возможность была установлена законодательно. Специалист привлекался за счёт средств инвалида и имел право совещательного голоса при вынесении заключения МСЭ. Действующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утверждённый Приказом  Минтруда России от 29.01.2014 № 59н, такой возможности не предусматривает.

Юрий: Как пройти МСЭ, если инвалид не может самостоятельно прибыть в бюро МСЭ?

Законодательством предусмотрена возможность проходить обследование МСЭ вне бюро. Это предусмотрено пунктом 23 Правил признания лица инвалидом, утверждённых Постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Медико-социальная экспертиза может проводиться вне бюро МСЭ в следующих случаях:

  • если инвалид не может лично явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья, то экспертиза проводится на дому. Обращаем внимание на то, что данные обстоятельства должны быть подтверждены  заключением медицинской организации;
  • в стационаре, где гражданин находится на лечении;
  • заочно по решению соответствующего бюро.

Заочно МСЭ проводится исключительно по решению бюро МСЭ на основании представленных документов. При направлении заявления в бюро МСЭ следует указать все доводы, которые подтверждают, что освидетельствование необходимо провести дома, в стационаре либо заочно. Эти доводы и будут учитываться при принятии решения.

Документы следует направлять в бюро МСЭ по месту жительства или пребывания. Полученное решение о том, что действительно в данном случае можно проводить экспертизу вне бюро, понадобится для проведения самого освидетельствования.

В случае отказа в проведении экспертизы на дому, в стационаре или заочно, данное решение можно обжаловать в главном бюро МСЭ или в судебном порядке.

Екатерина: Можно ли обжаловать заключение МСЭ, если не согласен с группой инвалидности?

Да, можно. Право обжалования решения бюро МСЭ закреплено в разделе 6 Правил признания лица инвалидом, утверждённых Постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Так, решение бюро может быть обжаловано в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина про- водит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов вы- носит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро, главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро, не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина, проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

← Предыдущая страницаСледующая страница →