Владимир: Расскажите, пожалуйста о правах детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

Государство поддерживает получение лицами с инвалидностью образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Получение образования инвалидами регламентируется статьёй 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ней закреплено, что инвалидам должно быть обеспечено получение общедоступного и бесплатного образования. Это касается всех ступеней образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования. Также гарантируется бесплатность высшего образования. За реализацию этих положений отвечают органы управления образования, а также образовательные организации совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения.

При этом общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов должно осуществляться в соответствии с адаптированными образовательными программами и ИПРА.

Кроме того, инвалиды и их родители должны быть обеспечены информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов. Данным вопросом занимаются органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Также инвалидам гарантируется оказание психолого-педагогической поддержки при получении образования. В том числе такая поддержка оказывается при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. За оказание  психолого-педагогической поддержки отвечают органы государственной власти и образовательные организации.

С согласия родителей обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам должно быть организовано на дому, если такие дети не могу обучаться в образовательной организации. Организацией обучения на дому занимаются органы управления образования. Переход на обучение на дому осуществляется в заявительном порядке. При этом необходимо иметь соответствующее медицинское заключение.

Существует отдельный Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждённый Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. Он содержит следующие заболевания:

новообразования:

  • злокачественные новообразования;

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:

  • апластические анемии;
  • нарушение свертываемости крови;
  • пурпура и другие геморрагические состояния;
  • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни эндокринной системы:

  • сахарный диабет I типа;

психические расстройства и расстройства поведения:

  • органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство;
  • расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга;
  • шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • умственная отсталость;
  • общие расстройства психологического развития;
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта);
  • энкопрез неорганической природы;
  • другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст;

болезни нервной системы:

  • спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы;
  • идиопатическая семейная дистония;
  • идиопатическая несемейная дистония;
  • миоклонус;
  • хорея, вызванная лекарственным средством;
  • другие виды хореи;
  • другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения;
  • другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы;
  • демиелинизирующие болезни центральной нервной системы;
  • эпилепсия;
  • мигрень;
  • мышечная дистрофия;
  • врожденные миопатии;
  • митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках;
  • другие первичные поражения мышц;
  • другие уточненные миопатии;
  • детский церебральный паралич;
  • параплегия и тетраплегия;

болезни глаза и его придаточного аппарата:

  • кератит;
  • хронический иридоциклит;
  • хориоретинальное воспаление;
  • неврит зрительного нерва;
  • отслойка и разрывы сетчатки;
  • глаукомы;
  • врожденная глаукома;

болезни системы кровообращения:

  • сердечная недостаточность;

болезни органов дыхания:

  • эмфизема;
  • другая хроническая обструктивная легочная болезнь;
  • хроническая респираторная недостаточность;

болезни органов пищеварения:

  • неинфекционный энтерит и колит;
  • хроническая печеночная недостаточность;
  • фиброз и цирроз печени;

болезни кожи:

  • буллезные нарушения;
  • дерматит и экзема;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани:

  • воспалительные полиартропатии;
  • другие поражения суставов;
  • системные поражения соединительной ткани;
  • юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса);

болезни мочеполовой сферы:

  • гломерулярные болезни;
  • тубуло-интерстициальные болезни почек;
  • хроническая почечная недостаточность;

последствия травм:

  • последствия травм головы;
  • последствия травм шеи и туловища;
  • последствия травм нижней конечности;
  • последствия травм, захватывающих несколько областей тела.

Поддержка детей-инвалидов предусматривается также и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Можно выделить следующие формы поддержки:

  • получение государственной социальной стипендии, то есть денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36);
  • освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65);
  • организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66);
  • право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 71);
  • право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты (статья 71).

Posted in: Услуги для инвалидов