Сергей: Что делать, если школа отказывает в тьюторском сопровождении?

Отказ в предоставлении тьютора можно обжаловать в органы прокуратуры и управления образования.

Отметим, что для обжалования необходимо иметь именно письменный отказ администрации школы. Поэтому изначально придётся обратиться с письменным заявлением на имя директора школы о предоставлении тьютора.

Важно понимать, что отказ от предоставления тьютора нарушает следующие права.

  1. Право на предоставление помощника (ассистента) нуждающимся учащимся, закреплённое в статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данное право нарушается при заявлении администрации о том, что она не обязана или не может предоставить тьютора. Например, из-за недостатка финансирования.
  2. Право родителей на выбор с учётом мнения детей образовательного учреждения и формы получения образования детьми, закреплённое в пункте 11 статьи 63 Семейного кодекса РФ. Данное право нарушается, когда администрация школы настаивает на том, что специалисты данного профиля отсутствую и вводиться ради одного обучающегося не будут.

Обращаем внимание на особое положение для детей с расстройствами аутистического спектра.

Для успешной адаптации таких учащихся на групповых занятиях кроме учителя должен присутствовать воспитатель (тьютор). Кроме того, должны быть организованы индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. Такие занятия организуются из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

Это закреплено в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённом  Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Наталья: Должны ли в школе ребёнку с ограниченными возможностями здоровья предоставить тьютора?

Да, должны, если это требование входит в состав рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Согласно пункту 2 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. При этом в таких организациях для них должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Пункт три данной статьи в качестве специальных условий наряду с иными выделяет предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Обращаем внимание на то, что необходимость предоставления услуг такого ассистента определяется комиссионно, указывается в рекомендациях ПМПК или в ИПРА, в перечне мероприятий психолого-педагогической реабилитации, как составляющая часть специального режима учебного процесса.

Алла Викторовна: Законно ли не принимают в обычную школу ребёнка-инвалида?

Нет, незаконно. Право на образование гарантируется каждому гражданину РФ статьёй 43 Конституции РФ. Пункт 1 части 3 стати 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся право выбора формы получения образования и формы обучения, а также выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пункт 4 статьи 67 указанного закона устанавливает, что в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Исключение составляют школы с углублённым изучением предметов и профильные классы, в которые допускается индивидуальный отбор учащихся.

Данный вопрос также регулирует Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 №32.

Обращаем внимание на то, что при разрешении данного вопроса следует учесть все обстоятельства конкретной ситуации. Так, поступление возможно в школу, которая территориально закреплена за учащимся по месту регистрации, либо нет. В школу по месту регистрации обязаны принять в обязательном порядке. До 30 июня поступающие по месту регистрации имеют приоритет перед остальными. После завершения приёма по месту регистрации школа начинает принимать всех без ограничений на оставшиеся свободные места. При поступлении в школу не по месту регистрации придется конкурировать с другими, если желающих будет больше, чем свободных мест.

Также отметим, что школы обязаны публиковать на сайте информацию о том, какое количество свободных мест осталось после окончания приёма детей, проживающих на закреплённой территории. Вместе с тем, с 2016 года из санитарных правил исключён норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 человек. При этом санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10) установлено, что количество учащихся в классе определяется «исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению».

Поэтому, фактически допустимое число учащихся напрямую зависит от размеров учебных классов в конкретной школе. Это создаёт неудобства при определении наличия свободных мест.

Ссылка администрации образовательной организации на отсутствие условий воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья несостоятельна. Отказ по причине отсутствия соответствующих специалистов, технических средств и подобных обстоятельств незаконен.

В соответствии со статьёй 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» после зачисления любая образовательная организация при осуществлении общего образования (включая дошкольное образование) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ этими детьми.

Незаконный отказ в зачислении ребёнка-инвалида в школу можно обжаловать в прокуратуру, органы управления образования и суд.

Сергей Петрович: Можно ли отчислить ребёнка из дошкольной организации из-за того, что ему исполнилось 7 лет?

Прекращение образовательных отношений с дошкольной организацией не может быть связано с достижением воспитанниками 7 лет.

Возраст получения дошкольного образования закреплён в статье 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. При этом максимальный возраст для пребывания в дошкольных организациях не установлен. В соответствии с Порядком  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений».

Михаил: Как вести себя родителям ребёнка с инвалидностью во время ПМПК для получения оптимального результата обследования?

Прохождение обследования ПМПК – это всегда стресс, как для ребёнка, так и для родителя. Предлагаем несколько рекомендаций о том, как подготовиться к этому процессу.

К сожалению, довольно часто специалисты ПМПК не могут установить хороший эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно часта эта ситуация для детей с расстройством аутистического спектра. Как правило, у таких детей выработаны конкретные стереотипы поведения, которые могут помешать им в незнакомой обстановке выполнить предлагаемые задания. В такой ситуации будет уместно предоставить специалистам ПМПК видеоматериал о том, как ребенок выполняет аналогичные задания со знакомым ему специалистом, который регулярно занимается с ним, и с которым у ребенка налажен эмоциональный контакт. Также будет уместно предоставить рабочие тетради с аналогичными заданиями, которые выполнялись в привычной для ребёнка обстановке.

В связи с этим наша первая рекомендация:

  1. Заранее подготовиться к обследованию и взять с собой различные материалы о самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка (учебные тетради, рисунки, поделки и т.п.). Кроме того, пригодятся видеоматериалы о занятиях с ребенком в образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах, в домашних условиях, с частными педагогами и т.д. Также нелишними будут характеристики и рекомендации специалистов, регулярно занимающихся с ребенком и хорошо знающих его образовательный потенциал и потребности,

Если специалисты ПМПК будут отказываться рассматривать данные материалы, следует обратиться с письменным заявлением на имя председателя комиссии. В заявлении должна содержаться просьба о приобщении документов к материалам    обследования.

  1. Очень важным является эмоциональное состояние и поведение самого родителя во время обследования. В конфликтной ситуации необходимо сохранять спокойствие. Не плакать, не кричать, не ругаться, не умолять. Следует заранее настроить себя на возможность неутешительной оценки способностей ребёнка. Нужно быть готовым к заявлениям специалистов о том, что ребёнку не место в детском саду или школе, что он необучаем и его нужно сдать в интернат, что в детском саду нет условий для его пребывания и т.п.

В подобных ситуациях необходимо продемонстрировать спокойствие и настойчивость. Родитель должен показать, что как законный представитель ребенка он намерен приложить максимум усилий, чтобы добиться реализации его прав.

  1. Привлечение к обследованию независимого специалиста также поможет на обследовании. Это может быть специалист, работающий в учреждении, где ребенок получает образовательные или реабилитационные услуги, либо юрист, который знаком с проблемой и сможет при необходимости оказать семье необходимую правовую поддержку. Присутствие такого специалиста необходимо официально оформить путём составления доверенности. В таком случае у комиссии не будет оснований отказать в его присутствии.

Станислав: Каковы права и обязанности родителей при прохождении ребёнком обследования в ПМПК?

Права родителей (законных представителей) перечислены в пункте 25 Положения  о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 20.09.2003 № 1082. Законодатель выделяет три права:

  • присутствовать при обследовании детей в комиссии, а также при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
  • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
  • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Эльвира: Должны ли родители обязательно придерживаться заключения ПМПК?

В пункте 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 20.09.2003 № 1082, закреплено, что заключение комиссии для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Поэтому, если заключение ПМПК рекомендует ребёнку обучение в коррекционной школе, но родители хотят отдать его в обычную, они имеют на это право. Также родители имеют право не предъявлять заключение ПМПК в школу, если они просто не согласны с его содержанием. В обоих этих случаях  школа не будет нести ответственности за некачественное предоставление образовательных услуг.

Кроме того, пункт 25 Положения предусматривает право обжалования заключения ПМПК.

Петр: Можно ли обследовать ребёнка и направлять его на психолого-медико-педагогический консилиум без согласия родителей?

Нет, нельзя.

Обследование детей осуществляется по письменному заявлению родителей. Также возможно обследование по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, но в таком случае должно быть получено письменное согласие родителей.

Это закреплено в пункте 14 Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 20.09.2003 № 1082.

Кроме того, медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Кристина: Какие сведения должны содержаться в заключении ПМПК?

Заключение ПМПК оформляется на бланке, в нём указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии, а также заверяются печатью комиссии. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями детей выдаются им под подпись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

Оксана: Что такое ПМПК?

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребёнка в возрасте от 0 до 18 лет разными специалистами на наличие диагнозов  и определение возможности обучения в общеобразовательной школе. Комиссия может дать рекомендации о переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Деятельность ПМПК регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 20.09.2003 № 1082.

Обследование ПМПК может быть проведено как по заявлению родителей ребёнка, так и по направлению образовательной организации, в которой он обучается, но с согласия родителей. Обследование детей, достигших 15 лет, проводится с их согласия.

Обращаем внимание на то, что обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей). По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учётом мнения каждого специалиста.

← Предыдущая страницаСледующая страница →