Что может сделать гражданин, который обратившись в орган власти или учреждение столкнулся с грубостью и хамством чиновника?
Российское законодательство защищает граждан от обращения унижающего человеческое достоинство. Внутренние требования к поведению госслужащих дополнительно защищают граждан от хамства чиновников. Государственные и муниципальные служащие, при исполнении должностных обязанностей, должны быть вежливы и уважать человеческого достоинства и права граждан, к этому их обязывают федеральные законы и должностные инструкции. Так, например, в Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» говорится, что
«Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: <…>
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих»<…>
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения,
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами»
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет, что
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина <…>
Муниципальный служащий обязан: <…>
соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций»
Во многих регионах и муниципалитетах дополнительно принимают кодексы этики или кодексы поведения для государственных и муниципальных служащих. В случае, если поведение чиновника не соответствует требованиям кодекса, его действия могут быть рассмотрены на заседании специальной комиссии.
Если вы столкнулись с хамством чиновника, не стоит игнорировать этот факт. Если недопустимое поведение чиновника сходит ему с рук, он и его коллеги не станут менять свое поведение. Исправления ситуации нужно добиваться у лиц, которые наделены полномочиями контролировать поведение госслужащих, прежде всего, у начальства.
Уточните имя, фамилию и должность обидчика. Направьте жалобу на имя непосредственного руководителя с просьбой принять меры и привлечь виновного к дисциплинарной ответственности. Можете попросить книгу жалоб, если таковая есть и изложить свою жалобу там.
Если поведение чиновника сопряжено с отказом в предоставлении услуги или иными нарушениями процедуры предоставления услуги, вопросы и требования в жалобе необходимо разделить, отдельным пунктом выделив просьбу о принятии мер для пресечения хамства. В противном случае данный вопрос может быть оставлен без рассмотрения.
Нарушителя можно привлечь к административной ответственности. В соответствии со статьей 5.61. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
«Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
Для привлечения нарушителя к административной ответственности гражданин может написать заявление в прокуратуру, в котором попросить привлечь виновного к ответственности.
Гражданин также имеет право обратиться в суд и требовать возмещения морального ущерба, в связи с унижением человеческого достоинства (на основании ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ). Для того, чтобы отстоять свое право в суде и получить компенсацию, заявитель должен представить доказательства. Доказательством могут быть показания свидетелей, аудиозапись.