Что такое административный регламент

Административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, т.е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.

Каждая услуга или функция органа исполнительной власти, будь то назначение пособия, выдача лицензии, рассмотрение жалобы и т.п., описывается в виде последовательности действий, процедуры и порядка их выполнения, вплоть до описания того, сколько минут чиновник должен потратить на исполнение отдельных действий, по каким вопросам ведется прием, по какому графику работает учреждение, сколько времени отпущено на предоставление  ответов на запросы, сколько минут может длиться ожидание в очереди и какими должны быть условия приема. Это делается для того, чтобы оптимизировать работу государственных служащих.

  1. Административный регламент детально описывает механизмы реализации законных прав и стандарты предоставления услуг. Это удобно гражданам – они получают возможность требовать исполнения обязательных действий, стандартов и процедур.
  2. Регламент делает понятным правила взаимодействия с органом исполнительной власти. Он объясняет, куда и каким образом гражданин может обратиться, что и каким образом может получить. Прозрачность и фиксированность правил становится и мощным средством отстаивания своих интересов – осведомлен, значит вооружен, и гарантией качества государственной услуги и ее предоставления.
  3. Наличие регламента не дает чиновникам поступать по собственному усмотрению: отдельные ведомства не вольны самостоятельно устанавливать время и порядок приема, ограничивать способ предоставления информации, устанавливать дополнительные требования к документам и т.п., если эти требования и условия прописаны в регламенте.
  4. Регламенты нацелены на повышение качества государственных услуг и создание комфортных условий для граждан.
  5. Каждый посетитель государственного учреждения или ведомства имеет право требовать соблюдения норм административного регламента и жаловаться на не исполнение этих требований в вышестоящие органы власти или в суд.
  6. Административные регламенты нужны и самому органу исполнительной власти, т.к. они позволяют оптимизировать процедуры предоставления государственных услуг, минимизировать личное взаимодействие с получателями услуг (путем создания системы «одного окна», разработки электронных процедур взаимодействия» и т.п.). Но главное, административный регламент позволяет защититься от необоснованных требований и завышенных претензий получателей услуг.

Основные права граждан и организаций, предусмотренные административным регламентом и требования к процедуре

  1. Устранение избыточных административных процедур и действий.
  2. Упрощение административных процедур и административных действий (уменьшение сроков исполнения, сокращение количества документов, снижение количества обращений в орган власти).
  3. Возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов, закрепление ответственности в должностных инструкциях.
  4. Доступность для граждан и организаций в режиме реального времени информации о ходе реализации государственной функции в целом, а также о ходе осуществления соответствующих процессов, их отдельных стадий (этапов).
  5. Соблюдение стандарта комфортности, который включает наличие информационных указателей, информационных стендов, мест для сидения, гардероба, туалета и т.п.