Решение о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района г. Перми

Решение № 2-2774/2015 2-2774/2015~М-2509/2015 М-2509/2015 от 21 октября 2015 г. по делу № 2-2774/2015

Именем Российской Федерации

г. Пермь 21 октября 2015 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Катаева О.Б.,

при секретаре Смирновой Е.В.,

с участием помощника прокурора Калашниковой Е.С., истца Самсонова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми, Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1 (дата) года рождения, обратился в суд с иском к Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми, департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование мотивировано тем, что несовершеннолетняя ФИО1 состоит в реестре получателей услуг дошкольного образования, однако законному представителю отказано в предоставлении места в детском саду в связи с отсутствием мест. В соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава города Перми, Конституции РФ ответчики обязаны предоставить ребенку место в дошкольном учреждении, поскольку департамент образования администрации г. Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что обязанность департаментом образования администрации г. Перми по предоставлению места в детском дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней ФИО1 не исполнена. Просит удовлетворить исковые требования.

Соистец, законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – Самсонов А.П., в судебном заседании требования поддержал, дополнительно пояснил, что Орджоникидзевским отделом образования администрации г. Перми в предоставлении места в детском саду его ребенку было отказано.

Представитель ответчика, департамента образования администрации города Перми, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указал, что с исковыми требованиями не согласен. Считает, что законных оснований для вынесения решения об обязании департамента предоставить ребенку место в МДОУ на территории Орджоникидзевского района г. Перми в узком его понимании не имеется, так как это противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливающего обязанность органа местного самоуправления организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа. Кроме того, приём ФИО1 в МДОУ превысит количество воспитанников в ДОУ более установленных норм, что приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013 года), что нарушит права других детей, приведет к нарушению условий лицензии ДОУ, и как следствие, повлечет применение санкций, вплоть до приостановления деятельности ДОУ. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика, Орджоникидзевского отдела образования департамента образования администрации г. Перми, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил.

Выслушав пояснения представителя истца, соистца, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, — многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон), в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Статьей 9 указанного закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах: признания приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; недопустимости дискриминации в сфере образования; обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (ст. 3 Закона).

На основании ст. 67 Закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Согласно части 1 статьи 64 Закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Постановлением Администрации г. Перми № 106 от 21 февраля 2014 года утвержден Административный регламент предоставления департаментом образования администрации города Перми муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», в котором определено понятие муниципальной услуги — прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) – пункт 2.1; Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (п. 2.6.); основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.7).

Специальным актом, регулирующим отношения по устройству детей в дошкольные учреждения, является Положение «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (далее по тексту Положение), утвержденного Постановлением администрации г. Перми № 112 от 01.03.2013 года (в редакции от 07.10.14 года № 732). Данное Положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности. В нем установлен порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Пунктом 2.2 Положения предусмотрено осуществление учета и регистрации детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения посредством автоматизированной информационной системы регистрации получателей и поставщиков дошкольных образовательных услуг по дате рождения. При отсутствии в МОУ г. Перми свободных мест в группах полного дня (с 12-часовым пребыванием) специалист районного отдела образования на основании заявления родителя (законного представителя) распределяет ребенка в группу кратковременного пребывания для получения 4-часовой услуги бесплатного дошкольного образования. При этом ребенок остается в регистре на получение 12-часовой услуги дошкольного образования (п. 2.8.5). В остальное время в течение года предоставление 12-часовой и 4-часовой услуги дошкольного образования осуществляется на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения (п. 2.9).

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено и подтверждено, что родителями ФИО1, (дата) года рождения, являются Самсонов А. П. и ФИО2 (л.д. 8).

(дата) Самсонов А.П. обратился в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми с заявлением о защите своих прав и законных интересов, а также интересов ребенка (л.д. 7).

Письмом от (дата) отделом образования Орджоникидзевского района г. Перми разъяснен порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми по дате рождения детей. Заявительнице предложено подойти в отдел образования для получения направления на 4-х часовую услугу (л.д. 11).

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что орган местного самоуправления — департамент образовании администрации г. Перми обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного образовательного учреждения. Указанная обязанность на момент рассмотрения дела не исполнена ответчиком.

Сторонами факт отказа Самсонову А.П. департаментом образования администрации г. Перми на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении малолетней ФИО1 не оспаривается.

Доказательств полного укомплектования групп возрастной категории детей 2 — 3 года ответчиком не предоставлено. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Кроме этого, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в МДОУ в группе с 12-часовым пребыванием.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что именно такая форма дошкольного образования выбрана родителями несовершеннолетней, и она не имеет противопоказаний для посещения учреждения, достигла необходимого возраста. На основании изложенного, суд считает возможным обязать ответчика предоставить несовершеннолетней ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении

Возражения ответчика об отсутствии мест в муниципальных дошкольных учреждениях, а в случае приёма ФИО1 в МДОУ превысит количество воспитанников в ДОУ более установленных норм, что приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013 года), нарушит права других детей, приведет к нарушению условий лицензии ДОУ правового значения не имеет. Реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольного, не поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому нарушенное право малолетнего ребенка подлежит судебной защите. Более того, действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги.

В соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 5-П от 15.05.2006 года, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В качестве полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов законом названа организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.

Учитывая территориальное расположение города Перми, имеющего на своей территории семь районов и протяженность около 70 километров, а также то, что Орджоникидзевский район расположен на значительном расстоянии до центра города и других районов, суд считает, что обеспечение ФИО1 местом в дошкольном учреждении именно в Орджоникидзевском районе, где он зарегистрирован и проживает с родителями, будет соответствовать требованию территориальной доступности, а также поддержанию, охране и укреплении физического и психического здоровья несовершеннолетнего.

На основании изложенного, суд считает возможным обязать ответчика — департамент образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетней ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении, находящемся на территории Орджоникидзевского района г. Перми.

В удовлетворении требований прокурора к Орджоникидзевскому отделу образования администрации города Перми следует отказать, поскольку отдел не является самостоятельным юридическим лицом.

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает возможным установить ответчику месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.

Руководствуясь ст. ст. 194199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах несовершеннолетней ФИО1 удовлетворить в части.

Обязать департамент образования администрации г. Перми предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

(Мотивированное решение составлено 26 октября 2015 года).