Практика обжалования положений административного регламента, в которых используются оценочные понятия при формулировании оснований для отказа в предоставлении услуги

Суд признал недействующими положения Административного регламента, указав, что оспариваемые положения Административного регламента позволяют давать субъективную оценку представленным юридическими лицами документам, что в силу Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

В частности, суд пришел к выводу о том, что использование в тексте Административного регламента оценочных понятий («существенная значимость», «незначительное», «уникальный») при формулировании оснований для отказа в предоставлении услуги не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования и не позволяет признать перечень таких оснований исчерпывающим.

Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 17.05.2011 по делу N 3-27/11 О признании недействующими подпунктов 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований «Республика Татарстан, «Татарстан» и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 N 01-02/3.

Оспариваемые пункты с основаниями для отказа в предоставлении услуги выглядят следующим образом:

Положениями подпунктов 1, 2, 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся:
— характер, масштабы сферы деятельности юридического лица не имеют для республики и граждан, в ней проживающих, существенной значимости;
— положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Республики Татарстан и международном рынке незначительное;
— виды товаров (работ, услуг), производимых юридическим лицом, не являются уникальными, присущими только Республике Татарстан.