Ирина Шафранская: «Сила слабых связей: как это может быть полезно НКО?»

3 марта 2021 года БГК провёл просветительскую лекцию в рамках экспертного сопровождения победителей конкурса «Новое измерение» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Темой встречи стала концепция американского социолога Марка Грановеттера о силе слабых связей и возможности применения этой концепции в российских НКО. В качестве спикера выступила Ирина Шафранская, кандидат экономических наук, преподаватель НИУ ВШЭ-Пермь:

“Учёные часто видят, что многие феномены, вокруг которых возникает хайп (повышенное внимание и пользование того или иного продукта), на самом деле были обозначены 20-30 лет назад. Эти явления так или иначе обсуждали социальные науки: экономисты, политологи, социологи, психологи. Но только спустя несколько десятков лет становится понятен первоисточник этих феноменов. Один из таких проявившихся феноменов — сила слабых связей. Эта концепция американского социолога Марка Грановеттера 1973 года, согласно которой в межличностной коммуникации слабые связи имеют большее значение, чем сильные. Суть заключается в том, что при выстраивании любой сети (коммуникации, в том числе коммуникации некоммерческой организации) важно помнить, как внешние участники влияют на компанию. Всего есть три разных типов участников:

А)    Центральные фигуры – индивиды с множеством связей;

В)    Маргиналы – индивиды с небольшим количеством связей;

С)    Мосты – редкие участники, соединяющие группы.

Марк Грановеттер выдвинул теорию о том, что если у индивида А есть сильные связи с индивидами В и С, то между индивидами В и С почти всегда есть слабая связь. Мосты, созданные между сильными связями, очень важны для обеспечения информацией между компаниями и индивидами. Если группа лишится слабых связей, то остальные группы с сильными связями не смогут коммуницировать между собой. Если на работе созданы отдельные рабочие группы и в них сформированы сильные связи, то они будут отстранены друг от друга и успех будет учитывать только в отдельной команде, потому что тесные (сильные) связи держатся в основном на доверии. Грановеттер говорит, что если бы люди понимали строение своих слабых связей и знали, как правильно их поддерживать, то такая связь на постоянной основе обогащала бы нас информацией и делала более продвинутыми. У слабых сетей есть большой плюс, ими не сильно дорожат, прибегают к ним чаще и остаётся чувство ответственности. Тогда как на сохранение сильных связей мы тратим большое количество энергии и времени. В сильных связях часто нарушаются или переносятся сроки, так как вы работаете с этими людьми или компанией уже давно и ваши отношения построены на доверии и допускаются поблажки.

Советы для НКО и не только:

  1. Проведите аудит связей организации, оцените их силу, поймите направление слабых связей.
  2. Соотнесите свою стратегию с положением в сети, кем вы хотите быть: “маргиналом”, мостом, центральной фигурой. Можно быть хоть кем. Это определит вашу роль, ваши риски, темпы развития и по сути сформирует представление о развитии организации в обозримом будущем. 
  3. Помните о слабых связях всегда, не забывая, что слабые связи часто важнее сильных. Будьте более прицельными при их выборе, выстраивайте механику коммуникации.

Если ваше окружение давно не менялось, имейте в виду, что от него уже мало толку».