Разговор о маленьких изменениях в некоммерческом секторе, приводящим к большим последствиям, состоялся на Межрегиональной конференции инфраструктурных организаций «Ресурсные центры: энергия регионов», организованной Сибирским центром поддержки общественных инициатив в Благосфере 27 апреля. Инициатором дискуссии выступил наш эксперт Денис Самойлов. Он рассказал участникам площадки, что такое микротенденции и обозначил те из них, за которыми наша команда пристально наблюдает последние пару лет:
«Микротенденции – как способ думать и разговаривать о будущем, прогнозировать будущее, каким-то образом его визуализировать вербально. Согласно идее Марка Пенна, американского социолога, руководителя предвыборного штаба Билла Клинтона, автор книги «Маленькие изменения приводят к большим переменам», когда численность микрогруппы достигает 1% от численности населения страны, региона, города, она начинает влиять на экономику, политику и вообще на все сферы общественной жизни, – объясняет Денис Самойлов. – В нашей копилке собраны десятки микротенденций так или иначе касающиеся некоммерческого сектора. Это и новые «чудики» среди работников РЦ и НКО, и свободные связи сотрудников с разными организациями в связи с их увлечениями, в том числе профессиональными, и новые луддиты (люди, которые отказываются от социальных сетей), и социальные миллионеры, и «диванные выживальщики» среди клиентов РЦ. Мы за всеми микрогруппами внимательно следим».
Вооружившись новым подходом, участники дискуссии, смогли поговорить и подумать, какие микротенденции они могут зафиксировать прямо сейчас. И, что важно, попытались ответить, к чему могут привести эти микротенденции, какой эффект от них можно ждать в будущем, и как отстроить деятельность некоммерческим организациям и ресурсным центрам с учетом замеченных маленьких изменений.
Прозвучали такие микротенденции, как:
· Бизнес уходит в НКО. Социальный бизнес и микро-предприниматели, которые работают в сфере культуры и образования, они всё чаще выбирают формат НКО. Это наиболее выгодная юридическая форма для работы и привлечение средств.
· Нарастающий разрыв между РЦ и НКО. Ресурсные центры становятся всё более инновационными в результате ускорения развития мира в целом. Ресурсные центры стараются за этим развитием успевать, а некоммерческие организации отстают. Разрыв увеличивается большими темпами.
· Клуб по интересам. Всё чаще НКО создаются не для решения социальных проблем, как это было всегда, а как клубы по интересам. Например, клуб любителей Скандинавской ходьбы.
· Разгосударствление ресурсных центров. Многие регионы, ставя задачу создать у себя ресурсный центр в поддержку НКО и гражданских инициатив, шли по пути создания РЦ в структурах Общественных палат или бюджетных учреждениях. Сейчас наблюдается обратный процесс —
· Особые потребности молодёжи в НКО. Во-первых, школьники и студенты воспринимают некоммерческий сектор как одну из ступеней социального лифта. Во-вторых, как вариант своего первого трудоустройства.
«Если сверху смотреть на все проявляющиеся микротенденции сектора в разных территориях, можно определить одну общую тенденцию — это усложнение. Сейчас некоммерческий сектор России выглядит как разрастающийся фрактал. Есть определённые схожести и различия, но, по сути, во всех регионах наблюдаются схожие процессы, – комментирует итоги обсуждения Денис Самойлов. – Наша задача сейчас, как экспертов, вовремя определить в какой момент та или иная озвученная микротенденция может стать явлением, влияющим на весь сектор в целом».