Требования к обращениям в органы власти

Обращаясь в орган власти, нужно понимать, что закон специально защищает заявителей. Именно вы находитесь в более сильной позиции. Чиновник обязан ответить вам в положенный срок и по существу. Вы можете добиться наказания за нарушение своих прав. 

В соответствии с Законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

Гражданин имеет право:

  • свободно обращаться в любые органы власти, местного самоуправления и к должностным лицам устно (на личном приеме) или письменно;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на бездействие органа власти;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
  • по решению суда получать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа власти при рассмотрении обращения.

Органы власти, местного самоуправления, должностные лица обязаны:

  • давать возможность гражданину по его запросу знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
  • регистрировать обращение в течение трех дней с момента поступления;
  • рассмотреть обращение в обязательном порядке;
  • запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые документы и материалы в других органах власти, органах местного самоуправления, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • направлять письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • принимать обращения в электронном виде, отвечать на электронные обращения по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении;
  • если заявитель обратился не по адресу пересылать обращение в орган, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов и уведомлять о переадресации заявителя;
  • не допускать разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина;

При осуществлении личного приема органы власти обязаны:

  • информировать граждан о местах, днях и часах приема;
  • фиксировать содержание устных обращений граждан;
  • если ответ не может быть дан в момент обращения – давать письменный ответ на поступившее на личном приеме устное обращение;
  • регистрировать письменные обращения, переданные на личном приеме;
  • если обращение не по адресу – разъяснять, какой орган уполномочен решать поставленный вопрос, и в каком порядке туда следует обращаться.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение может быть оставлено без ответа, если:

  • не указана фамилия заявителя, направившего обращение;
  • не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Орган власти может отказать в рассмотрении обращения по существу (сообщив об этом заявителю), если:

  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • в обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю более одного раза давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • ответ по существу жалобы не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

Гражданин имеет право (согласно статье 8 Закона):

  • получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен;
  • обжаловать акты или бездействие органов власти, нарушающие право на доступ к информации и установленный порядок его реализации;
  • требовать возмещения вреда, причиненного нарушением права на доступ к информации.

Сроки

Срок рассмотрения обращения в органах власти – 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен до 60 дней.

При обращении за получением услуг сроки ее предоставления нужно уточнять в Административном регламенте, в том числе:

  • общий срок предоставления услуги;
  • время ожидания в очереди на приеме;
  • сроки регистрации заявления;
  • срок ответа на запрос о предоставлении консультации по электронной почте;
  • срок выдачи документа после принятия решения.

Срок рассмотрения обращения в прокуратуре30 дней со дня регистрации, не требующие дополнительного рассмотрения и проверки – 15 дней со дня регистрации.

Срок рассмотрения сообщений о происшествиях в органах внутренних дел, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, 30 суток.

Срок рассмотрения жалоб органами власти по поводу предоставления услуг:

  • на действия органов власти при предоставлении  услуги 15 рабочих дней;
  • на отказ в приеме документов, в исправлении опечаток и ошибок 5 рабочих дней.