Обращаясь в орган власти, нужно понимать, что закон специально защищает заявителей. Именно вы находитесь в более сильной позиции. Чиновник обязан ответить вам в положенный срок и по существу. Вы можете добиться наказания за нарушение своих прав.
В соответствии с Законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
Гражданин имеет право:
- свободно обращаться в любые органы власти, местного самоуправления и к должностным лицам устно (на личном приеме) или письменно;
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на бездействие органа власти;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
- по решению суда получать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа власти при рассмотрении обращения.
Органы власти, местного самоуправления, должностные лица обязаны:
- давать возможность гражданину по его запросу знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
- регистрировать обращение в течение трех дней с момента поступления;
- рассмотреть обращение в обязательном порядке;
- запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые документы и материалы в других органах власти, органах местного самоуправления, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- направлять письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- принимать обращения в электронном виде, отвечать на электронные обращения по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении;
- если заявитель обратился не по адресу — пересылать обращение в орган, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов и уведомлять о переадресации заявителя;
- не допускать разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина;
При осуществлении личного приема органы власти обязаны:
- информировать граждан о местах, днях и часах приема;
- фиксировать содержание устных обращений граждан;
- если ответ не может быть дан в момент обращения – давать письменный ответ на поступившее на личном приеме устное обращение;
- регистрировать письменные обращения, переданные на личном приеме;
- если обращение не по адресу – разъяснять, какой орган уполномочен решать поставленный вопрос, и в каком порядке туда следует обращаться.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Обращение может быть оставлено без ответа, если:
- не указана фамилия заявителя, направившего обращение;
- не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
Орган власти может отказать в рассмотрении обращения по существу (сообщив об этом заявителю), если:
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- в обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю более одного раза давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- в обращении обжалуется судебное решение;
- ответ по существу жалобы не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
Гражданин имеет право (согласно статье 8 Закона):
- получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен;
- обжаловать акты или бездействие органов власти, нарушающие право на доступ к информации и установленный порядок его реализации;
- требовать возмещения вреда, причиненного нарушением права на доступ к информации.
Сроки
Срок рассмотрения обращения в органах власти – 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен до 60 дней.
При обращении за получением услуг сроки ее предоставления нужно уточнять в Административном регламенте, в том числе:
- общий срок предоставления услуги;
- время ожидания в очереди на приеме;
- сроки регистрации заявления;
- срок ответа на запрос о предоставлении консультации по электронной почте;
- срок выдачи документа после принятия решения.
Срок рассмотрения обращения в прокуратуре – 30 дней со дня регистрации, не требующие дополнительного рассмотрения и проверки – 15 дней со дня регистрации.
Срок рассмотрения сообщений о происшествиях в органах внутренних дел, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, — 30 суток.
Срок рассмотрения жалоб органами власти по поводу предоставления услуг:
- на действия органов власти при предоставлении услуги — 15 рабочих дней;
- на отказ в приеме документов, в исправлении опечаток и ошибок — 5 рабочих дней.