Решение по иску о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры

О создании условий для беспрепятственного доступа в помещение Управления пенсионного фонда РФ инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.

Решение № 2-1250/2015 2-1250/2015~М-1177/2015 М-1177/2015 от 23 ноября 2015 г. по делу № 2-1250/2015

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г. Чернушка. 23 ноября 2015 года.

Пермский край.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

ФИО1 <адрес> ФИО5

Представителей ответчиков ФИО7, ФИО6

При секретаре ФИО4

Гражданское дело по иску ФИО1 <адрес> к Центральному банку РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по <адрес>, Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> в интересах неопределенного круга физических лиц о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры

Руководствуясь ст. 45, 194198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по <адрес> в течение 06 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение Управления пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу <адрес> края <адрес> «А».

Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья О.С. Лупенских

Дело № 2-1250/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка. 23 ноября 2015 года.

Пермский край.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

ФИО1 <адрес> ФИО5

Представителей ответчиков ФИО7, ФИО6

При секретаре ФИО4

Гражданское дело по иску ФИО1 <адрес> к Центральному банку РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по <адрес>, Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> в интересах неопределенного круга физических лиц о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Центральному банку РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по <адрес>, Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – помещения Управления пенсионного фонда (ГУ) в ФИО2 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Иск мотивировал тем, что прокуратурой ФИО2 <адрес> в ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения мер по беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры со стороны Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в ФИО2 <адрес> и Центрального банка Российской Федерации по <адрес>. В ходе проверки установлено, что Управление Пенсионного фонда (ГУ) в ФИО2 <адрес> осуществляет деятельность в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>. Данное административное здание УПФР в ФИО2 <адрес> занимает на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды – 5 лет. В помещение УПФР в ФИО2 <адрес> имеется отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом. При этом, отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием; отсутствует пандус или иное подъемное устройство, соответствующее требованиям СП 59.13330.2012. Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Центральному банку РФ, вместе с тем обязанность по приведению нежилого помещения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормами ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов» должна быть возложена на арендатора, поскольку именно указанное лицо оказывает услуги населению, использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями её деятельности, следовательно несет ответственность за невыполнение условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Просит обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в ФИО2 <адрес> и Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по <адрес> в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в ФИО2 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 ФИО5 на удовлетворении иска настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Указала, что согласно п.5.1.1. СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием; лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (п.ДД.ММ.ГГГГ); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (п.5.1.2.); наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,015 м (5.1.4); вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждение с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 (допускается от 0,85 до 0,92 м) у пандусов дополнительно и на высоте 0,7 м. (п.ДД.ММ.ГГГГ), максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).

Представитель ответчика УПФР в ФИО2 <адрес> ФИО6 в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Управление Пенсионного фонда РФ в ФИО2 <адрес> действительно с 2013 года арендует у ЦБ РФ часть здания бывшего расчетно-кассового центра в <адрес> «А», не отрицает, что в том числе учреждение оказывает государственные услуги по назначению и перерасчету пенсий инвалидам и гражданам иных маломобильных групп населения. Однако поскольку собственником здания является ЦБ РФ, то обязанность по оборудованию здания пандусами, следует возложить на собственника здания, а не на его арендатора.

Из письменных возражений ответчика УПФР в ФИО2 <адрес> видно,Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны приниматься меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Возложение данной обязанности на собственников объектов подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 13.05.2010г. №, согласно которой вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Административное здание, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» принадлежит Центральному банку Российской Федерации на праве федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2013г. серии № № (выдано повторно, взамен свидетельства от 27.02.2012г. серии № №).

Между Банком (Арендодатель) и Управлением (Арендатор) заключён договор аренды от 01.04.2013г. № ДТ-22-2/139 (далее — договор аренды), на основании которого Управлению предоставлены во временное владение и пользование, нежилые помещения в административном здании по указанному адресу общей площадью 872,5 кв.м., сроком на пять лет.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) бремя по содержанию имущества несёт собственник этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ Арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Согласно п. 3.3.4. договора аренды Арендатор обязан своевременно производить за свой счёт текущий ремонт арендуемого объекта и оборудования.

Пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания. Следовательно, установление пандуса не может быть отнесено к текущему ремонту и обязанность по установлению пандуса лежит на собственнике здания.

Условиями договора аренды обязанность проведения капитального ремонта на Управление (Арендатора) не возложена, в связи с чем денежные средства на оборудование входа, доступного для маломобильных групп населения, пандуса или иного подъемного устройства Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрены.

Таким образом, в силу закона обязанность по приведению вышеназванного административного здания в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормам Закона № 181-ФЗ должна быть возложена на Банк (Арендодателя), как на собственника указанного объекта недвижимости.

Согласно п. 2 постановления Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009г. № при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, лестница и вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, За, являются общим имуществом здания. В связи с этим, правовых оснований для возложения на Управление обязанности по сооружению пандуса при входе в здание, то есть на объектах общего имущества, не имеется.

Учитывая, что условиями договора аренды обязанность проведения капитального ремонта на Управление (Арендатора) не возложена, в связи с чем денежные средства на оборудование входа, доступного для маломобильных групп населения, пандуса или иного подъёмного устройства Федеральным законом от 01 12 2014г № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрены.

Вместе с тем, понимая социальную значимость проблемы и ответственность общества перед гражданами с ограниченными возможностями, руководствуясь ст.<адрес> от 27.12.2004г. № «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур <адрес>» Управлением принят ряд мер для МГН, в частности, издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении функциональной зоны клиентской службы для приема маломобильных групп населения»; приобретена и установлена рампа складная с противоскользящим покрытием.

Указанные действия Управления свидетельствуют о принятие мер со своей стороны к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту.

Кроме того, Управление обращает внимание суда на вступление в силу с 01.01.2016г. приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015г. №н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В соответствии с пунктом 8 Порядка №н органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.

Просит отказать ФИО1 в удовлетворения заявления в части требований к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ) в ФИО2 <адрес>. (л.д. 111-114)

Представитель ответчика Центрального банка РФ ФИО7 в судебном заседании иск не признала, суду, ссылаясь на п. 1.1,3.3.4, 3.3.5, 3.4.1 договора аренды здания бывшего РКЦ Управлением Пенсионного фонда РФ в ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обратила внимание суда на то обстоятельство, что обязанность по оборудованию здания пандусами необходимо возложить не на собственника здания, которым является ЦБ РФ, т. к. какие-либо структуры ЦБ РФ в здании не располагаются, а на арендатора, т. к. именно арендатор оказывает государственные услуги по назначению и перерасчету пенсий в т. ч. инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.

Из письменных возражений ответчика Центрального банка РФ следует, что между Отделением Пермь (Арендодатель) и Пенсионным фондом (Арендатор) был заключен договор № ДТ-22-2/139 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Арендодатель передал во временное пользование нежилые Помещения в административном здании с двумя гаражами, расположенном по адресу: <адрес>, для использования по назначению — административное здание. Договор аренды прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Объекты были переданы во временное пользование Арендатору на основании приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2.2 договора аренды распространяет свое действие на отношения, возникшие до его заключения — с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите и от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружении отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Исходя из <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп на информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур края», переданные в аренду помещения стало возможным отнести к объектам с инфраструктуры только в результате специфики деятельности Арендатора (Пенсионного фонда).

Принимая во внимание нормы действующего законодательства, все лица, оказывающие услуги населению должны обеспечивать беспрепятственный доступ к своим объектам социальной инфраструктуры, что является их обязанностью.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России наделен полномочиями собственника в отношении указанного выше имущества и вправе осуществлять владение, пользование и распоряжение федеральным имуществом.

В связи с тем, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> ( с момента ликвидации ДД.ММ.ГГГГ РКЦ Чернушка Главного управления Центрального банка Российской Федерации по <адрес> (приказ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-475) Отделение Пермь передало вышеуказанное имущество по договору аренды пенсионному фонду, а соответственно и все права по владению и пользованию объектом аренды переданы арендатору.

Перспектив использования объектов недвижимости для нужд Банка России, с учетом отсутствия его подразделений на территории <адрес>, нет.

Одной из функций Пенсионного фонда является прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с Административными Регламентами предоставления ПФР государственных услуг помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны размещаться преимущественно на нижних, предпочтительнее на первых этажах зданий ПФР и территориальных органов ПФР, с предоставлением доступа в помещение маломобильным группам населения: помещения должны быть оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами.

Таким образом, законодателем возложена обязанность по исполнению требований к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга непосредственно на Пенсионный фонд.

В соответствии с пунктом 3.3.4 договора аренды на Пенсионный фонд возложена обязанность содержать арендуемый объект и оборудование в соответствии с положениями договора и требованиями дейтсвующего законодательства, в том числе санитарными и противопожарными правилами и правилами эксплуатации установленного на объекте санитарно-технического и инженерного оборудования.

Кроме того, по условиям п.3.3.5 договора аренды, Арендатор обязан самостоятельно, за свой счет производить перепланировки, переоборудование, а также неотделимые улучшения арендуемого объекта, вызванные потребностями Арендатора, в том числе связанные с приведением объекта в соответствие целям, в которых Арендатор намеревается его использовать (без изменений его назначения), по письменному разрешению Арендодателя, без предъявления требований об осуществлении перечисленных работ Арендодателем.

Также пенсионный фонд наделен правом производить перепланировки, переоборудование, а также неотделимые улучшения с приведением объекта в соответствие с целями, в которых Арендатор намеревается его использовать (без изменения его назначения), за свой счет, без предъявления требований об оплате перечисленных работ Арендодателю (п.3.4.1 договора аренды).

Таким образом, собственником имущества (Банком России) делегированы Арендатору (пенсионному фонду) права и обязанности с учетом специфики деятельности Арендатора создавать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к помещениям, используемым под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями своей деятельности.

В адрес Отделения Пермь от ДД.ММ.ГГГГ вх. № поступило письмо от Пенсионного фонда (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, п.3 письма) с просьбой дать разрешение на проведение перепланировок для реализации поставленных перед Пенсионным фондом целей и задач в соответствие с требованиями создания комфортных условий для приема граждан, в том числе инвалидов-колясочников.

Отделение Пермь по результатам рассмотрения указанного письма выразило согласие (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. №) при условии представления перечня документов, предусмотренных законодательством при проведении такого вида работ (эскизный проект, свидетельство о допуске, согласование местного органа архитектуры, письменное подтверждение готовности возмещения расходов на внесение изменений в документы технического учета).

Однако, запрошенные документы в адрес Арендодателя не поступили.

Кроме того, в адрес Пенсионного фонда прокуратурой ФИО2 <адрес> было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Учитывая, что Банк России передал полномочия собственника по владению и пользованию помещениями Пенсионному фонду, следовательно, надлежащим ответчиком по предъявленным исковым требованиям ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры является Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес>. (л.д. 30-34)

Заслушав представителей сторон, заключение ФИО1 ФИО5, поддержавшей иск, исследовав представленные материалы, суд считает, что требования ФИО1, заявленные к обоим ответчикам законные, обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации — Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами — автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов — на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Технические требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены, действующим с ДД.ММ.ГГГГ, сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП -59.13330.2012), утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

В соответствии с п. 5.1.1 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов — дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение (п. 5.1.2., 5.1.4, ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001).

Частью 5 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, поскольку положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрен конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, самостоятельность уполномоченных субъектов в выборе средств осуществления данной обязанности не ограничена.

В свою очередь, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» устанавлены общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам, определяя параметры их доступности для инвалидов.

Вместе с тем, требования доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов закреплены и в других нормативных документах, в частности, в своде правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 72.

Как указано во введении названных правил, проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги.

Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий.

Согласно ст. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур <адрес>», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся: жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Из материалов дела видно, что по адресу: <адрес> расположено административное здание, принадлежащее на праве федеральной государственной собственности Центральному банку России в котором до ноября 2012 года располагался расчетный –кассовый центр ГУ ЦБ России по <адрес>, в настоящее время ликвидированный. (л.д. 59-61,70-81,87-99)

В настоящее время на основании договора с ДД.ММ.ГГГГ здание бывшего РКЦ сдано в аренду ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> сроком на 05 лет. (л.д. 11-21)

По результатам проверки соблюдения прав и законных интересов инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, проведенной Прокуратурой ФИО2 <адрес> установлено, что в здании бывшего РКЦ, арендуемого Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> у ЦБ РФ отсутствует вход, доступный для маломобильной группы населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием; отсутствует пандус или иное подъемное устройство. В связи с чем ФИО1 <адрес> в адрес ответчика УПФ РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> внесено представление, оставленное без удовлетворения. (л.д.22-27).

Поскольку представление ФИО1 ответчик оставил без удовлетворения ФИО1 <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском в котором обязанность по устранению выявленного нарушения просит возложить как на собственника здания ЦБ России в лице ГУ ЦБ России по <адрес>, так и на арендатора УПФ РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес>. (л.д. 2-3)

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и представителями ответчиков не оспариваются.

Согласно ст.209 ГК РФ, 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы Гражданского кодекса РФ следует, что законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.

Согласно п.1.1 Договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Центральный банком РФ и УПФР в ФИО2 <адрес>, Арендодатель передает во временное владение и пользование, а Арендатор принимает нежилые помещения в административном здании с двумя гаражами (лит.А, а1), расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 872.2 кв.м, в том числе: помещения № с 1 по 5,7, с 13 по 25, с 27 по 37 на 1 этаже, с 1 по 34 на 2 этаже, с 1 по 22 на 3 этаже, холодный пристрой (лит.1а), крыльцо площадью 32,0 кв.м., крыльцо 2,9 кв.м., для использования по назначению – административное здание. Вместе с объектом во временное владение и пользование Арендодатель передает, а Арендатор принимает оборудование, установленное на объекте, и не входящее в его балансовую стоимость, указанное в приложении 1 к настоящему договору.

Согласно п.3.3.4. вышеуказанного Договора, Арендатор обязан содержать арендуемый объект и оборудование в соответствии с положениями настоящего договора и требованиями действующего законодательства, в том числе, санитарными и противопожарными правилами и правилами эксплуатации установленного на объекте санитарно-технического и инженерного оборудования.

Согласно п.3.3.5 вышеуказанного Договора, Арендатор обязан самостоятельно, за свой счет производить перепланировки, переоборудование, а также неотделимые улучшения арендуемого объекта, вызванные потребностями Арендатора, в том числе связанные с приведением объекта в соответствие целям, в которых Арендатор намеревается его использовать (без изменения его назначения), по письменному разрешению Арендодателя, без предъявления требований об осуществлении перечисленных работ Арендодателем.

Учитывая, что вид использования нежилых помещений административного здания УПФР в ФИО2 <адрес> определен как правоустанавливающими документами, так и договором аренды, суд соглашается с позицией ФИО1 в том, что обязанность по оборудованию входа в помещение административного здания средствами подъема с поверхности земли для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения должна быть возложена как на собственника помещений, так и на арендатора.

В настоящее время договор аренды между ответчиками не расторгнут и продолжает действовать.

Таким образом, обязанность по оборудованию здания средствами подъема с поверхности земли для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, на основании ст. 209, 210 ГК РФ, а так же ст. 2, ч. 1,5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст., <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур <адрес>», пунктов 1.1, 3.3.4, 3.3.5, 3.4.1 условий договора аренды здания от ДД.ММ.ГГГГ должна быть возложена, как на собственника помещения Центральный банк России в лице Главного управления ЦБ России по <адрес>, так и на арендатора здания, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес>, как на учреждение, оказывающее государственные услуги по назначению и перерасчету пенсий в том числе инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на обоих ответчиков обязанность по оборудованию входа в здание для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием, пандусом или иным подъемным устройством, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.

При этом, возлагая обязанность на обоих ответчиков, суд принимает во внимание, что ответственными за состояние здания и доступа к нему являются как собственник, так и арендатор данного здания.

Доводы представителей ответчиков, по которым они оспаривают заявленный иск, поскольку эти доводы противоречат положениям, предусмотренным ст. 209, 210 ГК РФ и положениям договора аренды здания от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиками, суд во внимание не принимает.

Доказательств отсутствия технической возможности устранить указанные недостатки, представители ответчиков суду не представили.

Срок, предложенный ФИО1, для исполнения решения суда в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и реальным для исполнения решения.

При наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопрос об изменении срока исполнения решения суда может быть разрешен в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Руководствуясь ст. 45, 194198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ФИО2 <адрес> Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по <адрес> в течение 06 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение Управления пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в ФИО2 <адрес>, расположенное по адресу <адрес> края <адрес> «А».

Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья О.С. Лупенских