Именем Российской Федерации
23 ноября 2015 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Холманских Т.А.,
представителя управления здравоохранения правительства ЕАО Ян О.В.,
при секретаре Ермак О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЕАО о признании приказа управления здравоохранения правительства ЕАО от 04.07.2012 № 123 (в ред. приказов от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 04.07.2012 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи» (далее — приказ № 123, административный регламент).
Нормативный правовой акт действует в редакции одноименных приказов управления здравоохранения правительства ЕАО от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД «О внесении изменений в некоторые приказы управления здравоохранения правительства ЕАО».
Первоначальный текст приказа № 123 опубликован в издании «Собрание законодательства ЕАО» от 26.07.2012 № 8, ст. 5117.
Изменения, внесенные приказами управления здравоохранения правительства ЕАО от 23.07.2014 № 209-ОД и 11.11.2014 № 342-ОД, опубликованы соответственно в издании «Собрание законодательства ЕАО» от 31.12.2014 № 12, ст. 5911 и в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, 20.11.2014.
Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании недействующим обжалуемого приказа в части пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1.2, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 ввиду их несоответствия требованиям Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы», ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. ст. 2, 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: 1) пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 в части ненадлежащей регламентации порядка выполнения административных процедур:
— по комиссионному подтверждению наличия (отсутствия) медицинских показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (отбор пациентов);
— по оформлению талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы и направление его с необходимыми медицинскими документами в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
2) пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 в части определения с превышением полномочий этапа предоставления государственной услуги «постановка (отказ в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи»;
3) пунктов 2.6 и 2.7 в части:
— ограничения документа, удостоверяющего личность, копия которого должна быть приложена пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, только паспортом гражданина Российской Федерации;
— обязательности приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя;
— отсутствия в перечне документов, прилагаемых пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, направления на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз, а также выписки из протокола решения врачебной комиссии;
4) пункта 3.1.2 в части устного информирования заявителя на устное обращение без учета мнения (согласия) заявителя, введения дополнительного условия получения информации о государственной услуге об организации высокотехнологичной помощи — письменное обращение, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, а также дополнительного основания для отказа в информировании — ввиду необходимости продолжительного времени для подготовки ответа;
5) пункта 3.2.3 в части передачи документов заявителя на рассмотрение комиссии управления здравоохранения правительства ЕАО по отбору и направлению граждан к месту лечения вместо комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
6) пункта 3.2.4 в части внесения специалистом, ответственным за предоставление государственной услуги, в случае принятия комиссией решения по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, сведений о заявителе в учетную форму «Лист ожидания на оказание высокотехнологической медицинской помощи», образец которой утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»;
7) пункта 2.6 в части ненадлежащей регламентации услуги, предусмотренной формой заявления о предоставлении информации о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Принесенный 03.03.2015 заместителем прокурора ЕАО в адрес начальника управления здравоохранения правительства ЕАО протест с требованием привести оспариваемый приказ в указанной части в соответствие с требованиями федерального законодательства 10.03.2015 удовлетворен, начаты работы по разработке и принятию соответствующих изменений. Однако до настоящего времени приказ в соответствии с требованиями законодательства не приведен.
В связи с тем, что приказом № 123 нарушаются права неопределенного круга граждан, проживающих на территории области, прокурор выступает в защиту их прав и законных интересов.
В судебном заседании прокурор Холманских Т.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила признать пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 2.9, 3.1.2, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 административного регламента, утвержденного приказом № 123, противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Представитель административного ответчика — управления здравоохранения правительства ЕАО Ян О.В. исковые требования признала в полном объеме.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ под государственной услугой, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ основными принципами предоставления государственных услуг являются правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, а также заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 3, 8ст. 34 указанного Федерального закона высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением специализированной информационной системы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» (далее — Приказ № 930н, Порядок оказания ВМП).
В соответствии с Положением об управлении здравоохранения правительства ЕАО (далее — Положение об управлении здравоохранения), утвержденным постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «Об управлении здравоохранения правительства ЕАО», управление здравоохранения правительства ЕАО (далее — управление здравоохранения) является органом исполнительной власти, формируемым правительством ЕАО, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения ЕАО в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей (п. 1.1).
Одними из основных задач управления здравоохранения являются разработка нормативных правовых актов ЕАО по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья населения, контроль за их соблюдением и исполнением (пп. 1.3.1); обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пп. 1.3.3).
В соответствии с п. 2.1.8 Положения об управлении здравоохранения управление здравоохранения осуществляет организацию оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных областных учреждениях.
Основными функциями управления здравоохранения, в том числе являются: ведение учета жителей области, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (пп. 3.1.12); направление граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, для получения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, предусмотренной им в рамках утвержденного государственного задания, за счет средств федерального бюджета в федеральные медицинские учреждения и медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пп. 3.1.13).
В силу пп. 5.3 указанного Положения начальник управления здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, по вопросам, отнесенным к компетенции управления здравоохранения.
Приказом управления здравоохранения от 04.07.2012 № 123 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации высокотехнологичной медицинской помощи».
Пунктом 3 установлено, что данный приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи», устанавливающих порядок ее предоставления в электронном виде, которые вступают в силу после наступления сроков соответствующих этапов перехода на предоставление (исполнение) услуг (функций) в электронном виде, утвержденных распоряжением правительства Еврейской автономной области от 28.04.2011 № 56-рп «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде органами исполнительной власти, формируемыми правительством Еврейской автономной области, и подведомственными им учреждениями».
26.07.2012 приказ опубликован в печатном издании «Собрание законодательства ЕАО».
Внесенные в административный регламент изменения приказами управления здравоохранения правительства ЕАО от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД опубликованы в печатном издании «Собрание законодательства ЕАО» 31.12.2014 и сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, 20.11.2014 соответственно.
Считая приказ № 123 противоречащим федеральному законодательству, прокурор ЕАО оспорил его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришел к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно Приказу № 930н, суд установил следующее.
Согласно пунктам 18, 18.1, 18.2, 18.3, 18.4 Порядка оказания ВМП, утвержденного Приказом № 123, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения относятся:
— комиссионное подтверждение наличия (отсутствия) медицинских показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (отбор пациентов);
— оформление талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы и направление его с необходимыми медицинскими документами в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В совокупности с пунктами 15, 15.2, 16 Порядка оказания ВМП данное полномочие возможно к реализации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения при предоставлении оформленного направляющей медицинской организацией комплекта документов самостоятельно пациентом.
С учетом положений Федерального закона № 210-ФЗ взаимодействие управления здравоохранения с пациентом как заявителем является отношением по предоставлению (получению) государственной услуги.
При этом, как указано выше, завершающим этапом государственной услуги является оформление талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы и направление его с необходимыми медицинскими документами в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. ст. 2, 6 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги. Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Между тем административным регламентом установлен порядок предоставления лишь части государственной услуги — порядок приема заявлений, постановки на учет и предоставления информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Пунктом 1.1 приказа № 123 предусмотрено, что административный регламент предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи» разработан в целях повышения качества и доступности предоставления государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее — государственная услуга), определения сроков, последовательности действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 1.2 приказа № 123 предметом регулирования административного регламента являются правоотношения, возникающие при обращении заявителя в управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее — управление) и на портал государственных и муниципальных услуг (функций) Еврейской автономной области (далее — портал) в целях реализации их права на постановку на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП).
Пунктом 2.1 приказа № 123 определено наименование государственной услуги: «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи».
В соответствии с п. 2.3 административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются:
— постановка (отказ в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
— предоставление заявителю информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно п. 2.6 приказа № 123 для предоставления государственной услуги заявитель (его законный представитель, доверенное лицо) представляет лично либо направляет посредством портала, почтовой или электронной связи в управление:
1) при постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП — заявление, содержащее следующие сведения о заявителе:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) данные о месте жительства;
в) реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство;
г) почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений;
д) номер контактного телефона (при наличии);
е) электронный адрес (при наличии).
Форма указанного заявления предусмотрена в приложении 1 к настоящему административному регламенту.
В случае обращения от имени заявителя его законного представителя, доверенного лица в заявлении дополнительно указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), данные о месте жительства и/или месте пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя заявителя.
К заявлению заявителя прилагаются следующие документы:
— выписка из протокола решения врачебной комиссии;
— заявление о согласии на обработку персональных данных заявителя;
— копии следующих документов:
а) паспорт гражданина Российской Федерации;
б) свидетельство о рождении заявителя (для детей в возрасте до 14 лет);
в) полис обязательного медицинского страхования заявителя (при наличии);
г) свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя;
д) выписка из медицинской документации заявителя за подписью руководителя медицинской организации по месту лечения и наблюдения заявителя (далее — выписка из медицинской документации заявителя);
е) результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающие установленный диагноз.
Дополнительно к заявлению заявителя прилагаются:
а) копия паспорта законного представителя, доверенного лица заявителя;
б) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя, доверенного лица заявителя, или заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенность на имя доверенного лица заявителя.
Заявление заявителя (его законного представителя, доверенного лица) о согласии на обработку персональных данных представляется по форме, предусмотренной в приложении 2 к настоящему административному регламенту;
2) при предоставлении информации об организации оказания ВМП в письменном виде — заявление по форме, предусмотренной в приложении 3 к настоящему административному регламенту.
Пунктом 3.2.1 приказа № 123 установлено, что предоставление государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося в оказании ВМП включает в себя следующие административные процедуры:
— прием и регистрацию документов;
— рассмотрение документов, принятие решения о постановке (отказе в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП;
— постановку заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП.
Согласно п. 3.2.3 приказа № 123 основанием для начала административной процедуры по рассмотрению документов и принятию решения о постановке (отказе в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП (далее — административная процедура) является поступление к специалисту, ответственному за предоставление государственной услуги, документов, предусмотренных в подпункте 1 пункта 2.6 административного регламента.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист, ответственный за предоставление государственной услуги.
Специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, передает поступившие от заявителя (его законного представителя, доверенного лица) документы на рассмотрение комиссии управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области по отбору и направлению граждан к месту лечения (далее — Комиссия).
По результатам заседания Комиссии принимается решение о постановке или об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП, которое оформляется протоколом в двух экземплярах.
После оформления протокола Комиссии специалист, ответственный за предоставление государственной услуги:
— один экземпляр протокола Комиссии приобщает к документам, представленным заявителем, который хранится в управлении, второй экземпляр протокола Комиссии направляет в медицинскую организацию по месту наблюдения и (или) лечения заявителя, предоставившую копию медицинского заключения, подтверждающего наличие медицинских показаний для оказания ВМП;
— осуществляет подготовку выписки из протокола Комиссии, которая вручается или направляется посредством портала, почтовой или электронной связи заявителю (его законному представителю, доверенному лицу).
Срок выполнения настоящей административной процедуры составляет 9 рабочих дней со дня поступления к специалисту, ответственному за предоставление государственной услуги, документов, предусмотренных в подпункте 1 пункта 2.6 административного регламента.
Критерием принятия решения при выполнении настоящей административной процедуры является установление наличия или отсутствия у заявителя оснований на получение государственной услуги.
Результатом выполнения административной процедуры является принятие решения о постановке или об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП и направление выписки из протокола Комиссии заявителю (его законному представителю, доверенному лицу).
Результат административной процедуры фиксируется в выписке из протокола решения Комиссии.
Пунктом 3.2.4 приказа № 123 предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП (далее — административная процедура) является принятие Комиссией решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист, ответственный за предоставление государственной услуги.
В случае принятия Комиссией решения по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП специалист, ответственный за предоставление государственной услуги:
— вносит сведения о заявителе в учетную форму «Лист ожидания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи», образец которой предусмотрен в приложении 2 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» (далее — лист ожидания);
— оформляет и направляет на подпись начальнику управления проект уведомления о дате внесения заявителя в лист ожидания;
— вручает или направляет посредством портала, почтовой или электронной связи заявителю (его законному представителю, доверенному лицу) уведомление о дате внесения заявителя в лист ожидания, подписанное начальником управления.
Продолжительность административной процедуры составляет 3 рабочих дня со дня принятия Комиссией решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП.
Критерием принятия решений при выполнении административной процедуры является принятие Комиссией решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании ВМП.
Результатом выполнения административной процедуры является вручение или направление заявителю (его законному представителю, доверенному лицу) уведомления о дате внесения заявителя в лист ожидания.
Результат выполнения административной процедуры фиксируется в уведомлении о дате внесения заявителя в лист ожидания.
Однако указанными выше положениями административного регламента основные этапы предоставления государственной услуги, для получения которой пациент (заявитель) вообще обращается в управление здравоохранения, в нарушение указанных выше норм федерального законодательства не определены, в том числе, несмотря на то, что по прилагаемой к регламенту форме заявления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (не о постановке на очередь) речь идет о полном предоставлении государственной услуги.
Наличие в нормативном правовом акте ненадлежащей регламентации основных стадий механизма направления заявителя (пациента) в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи — отбор пациентов и оформление талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи нивелирует его роль при правоприменении и препятствует реализации предоставленных гражданам прав.
Таким образом,пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 административного регламентанельзя признать законными в частиненадлежащей регламентации порядка выполнения административных процедур:
— по комиссионному подтверждению наличия (отсутствия) медицинских показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (отбор пациентов);
— по оформлению талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы и направление его с необходимыми медицинскими документами в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Определяемый административным регламентом этап предоставления государственной услуги «постановка (отказ в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи» также утвержден с нарушением основного принципа предоставления государственной услуги, предусмотренного ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, правомерности ее предоставления, поскольку федеральным законодателем указанные полномочия на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения не возложены.
При указанных обстоятельствах пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 административного регламента в части определения этапа предоставления государственной услуги «постановка (отказ в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи» приняты административным ответчиком с превышением полномочий.
С нарушением федерального законодательства административным регламентом определен перечень документов для предоставления государственной услуги.
Так, в соответствии с п. 16 Порядок оказания ВМП пациент (его законный представитель) предоставляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полученный в направляющей медицинской организации оформленный комплект документов, в числе которых согласно п.п. 13, 14 Порядка оказания ВМП:
— направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— выписка из медицинской документации;
— копии документов пациента (документа, удостоверяющего личность, свидетельства о рождении пациента (для детей в возрасте до 14 лет), полис обязательного медицинского страхования пациента (при наличии), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования пациента (при наличии);
— согласие на обработку персональных данных.
Однако п. 2.6 административного регламента, которым определен перечень документов, предоставляемых пациентом (заявителем) для получения государственной услуги:
— документ, удостоверяющий личность, ограничен только паспортом гражданина Российской Федерации;
— предоставлению свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя придан обязательный статус;
— не предусмотрено в качестве обязательного предоставление направления на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— излишне закреплено предоставление результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз, а также выписи из протокола решений врачебной комиссии, поскольку данные сведения подлежат обязательному отражению в выписке из медицинской документации заявителя.
В силу п. 2.9 административного регламента предоставление заявителем неполного пакета документов, необходимых для получения государственной услуги, является основанием для отказа в приеме документов.
Установление не отвечающего требованиям законодательства перечня документов, необходимых для оказания государственной услуги, также препятствует заявителю в получении государственной услуги, что нарушает его законные права.
В связи с чем пункты 2.6 и 2.9 административного регламента не соответствуют требованиям федерального законодательства в части:
— ограничения документа, удостоверяющего личность, копия которого должна быть приложена пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, только паспортом гражданина Российской Федерации;
— обязательности приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя;
— отсутствия в перечне документов, прилагаемых пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, направления на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз, а также выписки из протокола врачебной комиссии.
Не в полной мере соответствует требованиям законодательства регламентация описания административных процедур.
В частности, при описании административной процедуры по предоставлению информации о государственной услуге, об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи — индивидуальное устное информирование.
Пунктом 3.1.2 административного регламента определено, что при устном обращении заявителя (по телефону или лично) специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, дает ответ самостоятельно. При ответе на телефонные звонки специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование управления. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. Индивидуальное устное информирование каждого заявителя осуществляется не более 10 минут. В случае, если для подготовки ответа требуется более продолжительное время, специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, обязан предложить заявителям обратиться за необходимой информацией в письменной либо электронной форме (по электронной почте) либо назначить другое удобное для заявителя время для устного информирования в часы приема.
Таким образом, указанным пунктом предусмотрено устное информирование заявителя на устное обращение, а также введено дополнительное условие получение информации о государственной услуге — письменное обращение, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, а равно фактически дополнительное основание для отказа в информировании — ввиду необходимости продолжительного времени для подготовки ответа.
Между тем в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устный ответ на устное обращение гражданина дается только в случае согласия на такой ответ. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
При таких обстоятельствах, предложение письменного ответа (в том числе по электронной почте) на обращение, а также устное информирование в отсутствие согласия заявителя незаконно.
Следовательно, п. 3.1.2 противоречит федеральному законодательству в части устного информирования заявителя на устное обращение без учета мнения (согласия) заявителя, введения дополнительного условия получения информации о государственной услуге об организации высокотехнологичной помощи — письменное обращение, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, а также дополнительного основания для отказа в информировании — ввиду необходимости продолжительного времени для подготовки ответа.
При описании административных процедур по предоставлению государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося, помимо указанной выше неправомерности введения процедуры государственной услуги в части «постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи» допущены следующие нарушения.
В соответствии с п. 18 Порядка решения о подтверждении наличия (отсутствия) показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи принимает Комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В нарушение данной нормы, согласно п. 3.2.3 административного регламента, документы заявителя передаются на рассмотрение комиссии управления здравоохранения правительства ЕАО по отбору и направлению граждан к месту лечения.
Таким образом, пункт 3.2.3 не соответствует федеральному законодательству в части передачи документов заявителя на рассмотрение комиссии управления здравоохранения правительства ЕАО по отбору и направлению граждан к месту лечения вместо комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Пунктом 3.2.4 административного регламента установлено, что в случае принятия Комиссией решения по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи специалист, ответственный за предоставление государственной услуги вносит сведения о заявителе в учетную форму «Лист ожидания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи», образец которой предусмотрен в приложении 2 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» (далее — лист ожидания).
Между тем предусмотренный к заполнению данным приказом лист ожидания на оказание медицинской помощи предназначен для ведения медицинской организацией, в которую направляется гражданин для получения лечения.
Таким образом, пункт 3.2.4 не соответствует федеральному законодательству в части внесения специалистом, ответственным за предоставление государственной услуги, в случае принятия комиссией решения по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, сведений о заявителе учетную форму «Лист ожидания на оказание высокотехнологической медицинской помощи», образец которой утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний».
Кроме того, ненадлежащим образом п. 2.6 оспариваемого нормативного правового акта регламентированы услуги, предусмотренные формой заявления о предоставлении информации о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи, подаваемого в уполномоченный орган.
Установление управлением здравоохранения правового регулирования административных процедур, не отвечающим требованиям федерального законодательства, снижает уровень правовых гарантий граждан, получающих данную государственную услугу.
На основании изложенного суд считает необходимым признать пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 2.9, 3.1.2, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 приказа № 123 (в ред. приказов от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В соответствии п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.
Поскольку приказ № 123 и изменения, внесенные в него приказом от 23.07.2014, были опубликованы в информационно-правовом сборнике «Собрание законодательства ЕАО», который законом ЕАО от 28.11.2014 № 610-ОЗ «О внесении изменения в статью 40 Устава Еврейской автономной области» исключен из перечня источников официального опубликования нормативных правовых актов области, следовательно, сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу следует опубликовать в газете «Биробиджанская звезда».
Руководствуясь ст.ст. 173—177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
Административное исковое заявление прокурора ЕАО о признании приказа управления здравоохранения правительства ЕАО от 04.07.2012 № 123 (в ред. приказов от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу приказ управления здравоохранения правительства ЕАО от 04.07.2012 № 123 (в ред. приказов от 23.07.2014 № 209-ОД, 11.11.2014 № 342-ОД) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи»:
1) пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 в части ненадлежащей регламентации порядка выполнения административных процедур:
— по комиссионному подтверждению наличия (отсутствия) медицинских показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (отбор пациентов);
— по оформлению талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы и направление его с необходимыми медицинскими документами в принимающую медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
2) пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 в части определения с превышением полномочий этапа предоставления государственной услуги «постановка (отказ в постановке) заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи»;
3) пунктов 2.6 и 2.7 в части:
— ограничения документа, удостоверяющего личность, копия которого должна быть приложена пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, только паспортом гражданина Российской Федерации;
— обязательности приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя;
— отсутствия в перечне документов, прилагаемых пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги, направления на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— приложения пациентом (заявителем) к заявлению для получения государственной услуги результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз, а также выписки из протокола решения врачебной комиссии;
4) пункта 3.1.2 в части устного информирования заявителя на устное обращение без учета мнения (согласия) заявителя, введения дополнительного условия получения информации о государственной услуге об организации высокотехнологичной помощи — письменное обращение, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, а также дополнительного основания для отказа в информировании — ввиду необходимости продолжительного времени для подготовки ответа;
5) пункта 3.2.3 в части передачи документов заявителя на рассмотрение комиссии управления здравоохранения правительства ЕАО по отбору и направлению граждан к месту лечения вместо комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
6) пункта 3.2.4 в части внесения специалистом, ответственным за предоставление государственной услуги, в случае принятия комиссией решения по постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, сведений о заявителе в учетную форму «Лист ожидания на оказание высокотехнологической медицинской помощи», образец которой утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»;
7) пункта 2.6 в части ненадлежащей регламентации услуги, предусмотренной формой заявления о предоставлении информации о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Опубликовать в газете «Биробиджанская звезда» сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова