Открытое правительство и ВЦИОМ представили рейтинг лидеров и аутсайдеров по уровню открытости среди министерств и ведомств. По итогам 2016 года самыми открытыми стали МЧС, Минобороны и Россельхознадзор. Презентация рейтинга и его обсуждение состоялись 6 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. В 2017 году Открытое правительство планирует уделить особое внимание совершенствованию работы общественных советов при министерствах и ведомствах и выстраиванию межведомственной работы на уровне представителей общественности. Эти вопросы в ближайшее время планируется обсудить на семинаре совместно с Общественной палатой.
Рейтинг открытости — 2016 охватил 38 федеральных министерств и ведомств. Лидером рейтинга стало МЧС (58,7 баллов), в 2015 году занимавшее второе место. А Минобороны, возглавлявшее топ-3 самых открытых ФОИВ год назад, теперь, напротив, опустилось на второе место, набрав 57,5 баллов. В тройку лучших «ворвался» Россельхознадзор (53,7 баллов), поднявшись в рейтинге сразу на 18 позиций и продемонстрировав тем самым наиболее значительный рост показателей. А Минэкономразвития, замыкавшее топ-3 год назад, теперь оказалось одним из «лидеров падения», опустившись в рейтинге на 17 позиций и попав в группу «Скорее закрытые» (48,5 баллов).
Внешняя оценка — это, по сути, видение того, как референтные группы, то есть клиенты министерств и ведомств, обычные граждане, бизнес и эксперты, оценивают их открытость. Такое экспертное мнение имеет крайне важное прикладное значение. Во-первых, мы теперь можем оценить динамику тех или иных ведомств по сравнению с предыдущими годами в разрезе их работы с целевыми аудиториями для каждого конкретного министерства. Кроме того, мы можем оценить, каким образом реализуется и насколько успешно внедряется в работу министерств и ведомств каждый из 10 механизмов открытости. Во-вторых, мы можем зафиксировать лучшие практики и обратить внимание на слабые точки, то есть неудовлетворённые запросы к ведомствам со стороны бизнеса, граждан и экспертного сообщества», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
МЧС неуклонно реализует все принципы открытости и развивает взаимодействие с гражданским обществом и со всеми общественными институтами, отметил руководитель министерства Владимир Пучков.
Для нас очень важно, чтобы мы, используя современные информационные технологии, доводили всё это до людей и общественных институтов, но не менее важно для нас развитие обратной связи, чтобы мы получали всю необходимую информацию от граждан. Важно взаимодействие с общественными и деловыми организациями, с общественным советом, который помогает выявить все узкие места и проблемные вопросы. Мы открыто обсуждаем все перспективы нашей работы, каждый нерешённый вопрос — это точка роста. Высокую оценку открытости МЧС воспринимает как аванс и намерено дальше работать в этом направлении», — сказал глава МЧС.
Более подробно о результатах рейтинга рассказал глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров. Высокие показатели открытости продемонстрировали в 2016 году Роскомнадзор (53,4 балла), МИД (52,7 балла), Минкомсвязь (52,0 балла), ФНС (51,9 балла), Минюст (51,5 балла) и Ростехнадзор (51,4 балла). А наиболее закрытыми министерствами и ведомствами признаны Минстрой (42,9 балла), Росавтодор (42,9 балла), Минвостокразвития (43,5 балла), Минсельхоз (43,9 балла), Минкавказ (44,8 балла), ФССП (45,0 балла), Минтранс (45,3 балла), Росздравнадзор (45,8 балла), Минприроды (45,9 балла) и Роспотребнадзор (46,2 балла). Уровень открытости за год заметно повысился не только у Россельхознадзора, но и у Росрыболовства (+17), Росалкогольрегулирования (+13), Минздрава (+11), Минэнерго (+10), Минпромторга (+10) и ряда других ведомств. Среди «лидеров падения» — Роспотребнадзор (-19 позиций), Минспорт (-18), Росздравнадзор (-18), Минвостокразвития (-12), Минтруд (-10).
Лучшими практиками внедрения механизмов открытости поделились в ходе заседания руководители Минпромторга, Минэнерго, ФНС и Россельхознадзора.
Минпромторг старается учитывать в своей работе все рекомендации Открытого правительства и включает непосредственно в работу министерства максимально широкий круг представителей разных групп общественности, отметил глава министерства Денис Мантуров. Созданы личные кабинеты для членов общественного совета, таким образом сформирована дискуссионная площадка. Подготовлено техническое задание на совершенствование сайта Минпромторга с учётом рекомендаций Открытого правительства — теперь он должен стать более удобным для пользователей.
В соответствии с рекомендациями Открытого правительства работает и Минэнерго.
Это не просто однократная акция, это постоянная работа министерства, в неё вовлечены все заместители и директора департаментов. Мы даже внедрили KPI в части открытости в дополнение к KPI по основным видам работы министерства. Будем продолжать совершенствоваться», — сказал глава министерства Александр Новак.
Минэнерго стало первым ведомством, реализовавшим пилотный проект по внедрению стандарта открытости в региональных органах власти. Эту инициативу, по словам Александра Новака, поддержали уже 37 субъектов РФ.
ФНС качественно изменила подход к информированию населения на своём сайте, отметил руководитель налоговой службы Михаил Мишустин. В следующем году ведомство в открытом доступе начнёт публиковать данные о нарушениях законодательства о налоговых сборах, о специальных налоговых режимах, которые применяет налогоплательщик, уплаченных суммах налогов и сборов. Михаил Абызов предложил использовать в будущем этот опыт и при раскрытии информации о проверках бизнеса.
Предпринимательские объединения сейчас возражают против раскрытия информации о контрольно-надзорных мероприятиях из-за репутационных рисков. ФНС будет раскрывать информацию более чувствительную с точки зрения и репутации, и экономической конфиденциальности. Нам надо будет посмотреть в первом квартале практику раскрытия этой информации, чтобы, возможно, применить этот стандарт к раскрытию информации о результатах государственного контроля и надзора», — сказал министр по вопросам Открытого правительства.
Свои предложения по повышению открытости министерств и ведомств высказали представители бизнеса, общественных организаций, а также члены правительственной комиссии. По мнению первого заместителя гендиректора ТАСС Михаила Гусмана, сам процесс исследования открытости ФОИВ мог бы стать предметом анализа в прессе.
Сайтов министерств и ведомств, их общественных советов для того, чтобы это действительно дошло до людей, недостаточно. Не всё население интересуется деятельностью министерств и ведомств через их сайты. Проводником в этой сфере должны быть медиа», — уверен он.
Президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, в свою очередь, выступила за создание инструмента, который позволил бы оперативно обмениваться информацией между общественными советами при разных ведомствах и наладить их взаимодействие друг с другом.
Хочется, чтобы общественные советы и межведомственное взаимодействие были конструктивными не для галочки, а для того человека, к которому мы являемся проводником. Помогите нам помогать вам. Чем вы более открыты по отношению к нам, тем больше дивидендов вы получите от людей», — сказала она.
Одним из примеров такой плодотворной работы государства и общества стало преобразование проекта по развитию паллиативной помощи в приоритетный национальный стратегический проект при поддержке Открытого правительства.
Председатель общественного совета при МЧС Павел Гусев, в свою очередь, выступил за создание при поддержке Открытого правительства методики общения председателей и руководителей общественных советов друг с другом.
Было бы хорошо, если бы мы могли проводить такие семинары раз в квартал или раз в полгода, может быть, с выездом в те или иные министерства и региональные подразделения. Это могло бы быть большим подспорьем и для региональных общественных советов», — считает он.
Предложения проводить совместные заседания общественных советов уже неоднократно звучали ранее, такие запросы носят массовый характер, заметил Михаил Абызов. Организации межведомственной работы, по его мнению, нужно уделить больше внимания в 2017 году. Ни одно ведомство не может решить задачи, связанные со своими приоритетами, в изолированном формате, без взаимодействия с коллегами из других ведомств, подчеркнул министр.
Он предложил принять отдельное положение, согласно которому проводить совместные заседания нескольких общественных советов можно будет сразу, как только поступает такое обращение, не задействовав для этого ресурсы Открытого правительства. Этот вопрос нужно так же обсудить совместно с Общественной палатой.
Необходимо провести совместно с Общественной палатой заседание по вопросам деятельности общественных советов и по результатам этого заседания вернуться к его рассмотрению в первом квартале на правительственной комиссии. Возможно, стоит отдельно детально рассмотреть приоритеты работы общественных советов, а также лучшие и худшие практики их деятельности», — сказал Михаил Абызов.
Провести такой семинар планируется в январе-феврале следующего года, к участию в нём должны быть приглашены не только председатели общественных советов, но и их рядовые члены и представители региональных общественных организаций и общественных советов, подчеркнул министр. На этой встрече он также предложил обсудить предложение президента «Опоры России» Александра Калинина использовать современные информационные технологии, в частности CRM-системы, в работе общественных советов. Надо более жёстко закреплять технологические вопросы в регламентах работы общественных советов, считает он.
На сегодняшний день ведомственные планы по открытости утвердили все федеральные органы исполнительной власти, однако большинство из них носят формальный характер. Лишь треть ФОИВ представили планы в понятном для граждан формате. Инициативные проекты в области открытости утверждены лишь в 18 министерствах и ведомствах. Приоритетными направлениями внедрения механизмов открытости в 2017 году станут: работа с открытыми данными, обсуждение общественно значимых НПА, публичное декларирование ведомствами целей и задач, антикоррупция, работа с референтными группами и организация работы общественных советов.
Общественные советы, в свою очередь, должны будут сконцентрироваться в 2017 году на рассмотрении публичных деклараций целей и задач руководителей ФОИВ, оценке эффективности исполнения ведомственных планов по противодействию коррупции и по открытым данным, на оценке плана по реализации Концепции открытости, а также на вопросах эффективности осуществления госзакупок. В числе приоритетов будет также определение общественно значимых нормативных правовых актов и их общественное обсуждение, оценка работы ФОИВ с обращениями граждан, рассмотрение реализации приоритетных проектов основных направлений стратегического развития Российской Федерации, а также рассмотрение проекта итогового доклада о результатах деятельности федерального органа исполнительной власти за отчётный год.
Те практики, которые мы обсуждали, показывают: люди, которые смогли использовать функции общественного контроля и общественных советов, функции, связанные с раскрытием качественной информации, руководители министерств и ведомств стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы. Это означает, что направление, которое было определено Председателем Правительства по реализации Стандарта открытости, на сегодняшний день повышает и качество государства. Многое ещё предстоит сделать. Я хотел бы, чтобы мы с вами сконцентрировались в ближайшие полтора года, с учётом того, что конституционные полномочия Правительства истекают в мае 2018 года, на тех приоритетных задачах, которые помогут закрепить наши начинания и сделать их неотъемлемой частью государственного управления, вне зависимости от состава Правительства», — заключил Михаил Абызов.
Рейтинг открытости министерств и ведомств должен быть ежегодным и после 2018 года, подчеркнул министр, и задача на следующий год — институционализация исследования и принятие соответствующего решения Правительства.
С презентационными материалами заседания можно ознкомиться в соответствующем разделе Портала открытых данных России: http://data.gov.ru/presentations