Новые возможности оспаривания действий властей

imgFull31 марта Конституционный суд постановил, что письма и разъяснения государственных органов можно оспаривать в судебном порядке. Суд также предписал федеральному законодателю установить порядок такого оспаривания.

Решение принято по жалобе ОАО «Газпром нефть» в отношении определенной разновидности актов федеральных органов государственной власти. Речь идет об актах, которые содержат разъяснения отдельных положений законов, порядка их применения и при этом формально не являются нормативными правовыми актами. Но фактически они содержат нормативные предписания, обязательные для исполнения. До настоящего времени суды отказывались принимать иски по таким актам.

Необходимо дополнительно отметить, что это решение Конституционного суда, безусловно, важно само по себе, но также представляет интерес и с точки зрения возможных прецедентных последствий. Во-первых, разъяснения фактически нормативного характера дают не только федеральные органы, но также органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные органы. К ним также должна быть применена логика решения Конституционного суда.

Во-вторых, речь фактически идет о более широкой проблеме, касающейся не только судебного оспаривания, но и досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов власти, например, в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Вопрос заключается в том, что именно можно оспорить или обжаловать, какие решения, действия или бездействия. Например, федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (N 210-ФЗ) в статье 11.1 устанавливает перечень случаев, по которым можно обратиться с жалобой. Но этот перечень не выглядит исчерпывающим. В нем явно нет совершенно стандартной ситуации, когда заявитель (физическое или юридическое лицо) получает от уполномоченного органа неверную или вводящую в заблуждение информацию (в консультации, на портале, на стенде и т.п.) о порядке получения услуги. В результате заявитель может понести совершенно лишние издержки – финансовые, временные, эмоциональные, или просто не суметь получить услугу.

Не вызывает сомнений, что нарушенные в таких ситуациях права и интересы заявителей также нуждаются в защите, в том числе через механизмы судебного оспаривания и досудебного (внесудебного) обжалования.

Подробнее о решении Конституционного суда:

31 марта 2015 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 закона «О Верховном Суде РФ» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ

РБК: «КС разрешил оспаривать в судах письма и разъяснения ведомств»