8 июля руководитель Центра защиты прав получателей публичных услуг К.А. Сулимов принял участие в обсуждении возможностей использования открытых данных в интересах жителей кра

open-dataВстреча состоялась в Министерстве информационного развития и связи Пермского края, которое является уполномоченным государственным органом по этой модной теме и крайне заинтересовано в ее развитии.

Несмотря на ее модность, что выражается, по крайней мере, в известности самого словосочетания открытые данные, практические результаты пока далеки от желаемого. Суть идеи открытых данных заключается в том, чтобы использовать огромные массивы информации, которыми располагают органы государственной и муниципальной власти, в интересах множества социальных, экономических, общественных субъектов и просто людей. Точнее, чтобы сами эти субъекты и люди могли свободно и бесплатно в собственных и общественных интересах ее использовать. Для этого государственные органы готовят и выкладывают в открытый доступ так называемые наборы открытых данных. Они представлены в форматах, пригодных для автоматического или автоматизированного использования. Их можно использовать напрямую для поиска нужной информации, но делать это не очень удобно и требует навыков.

Поэтому идея в том, чтобы на основании этих наборов машиночитаемых данных создавать сервисы – приложения для компьютеров, сайтов, мобильных телефонов, которые каждый из нас может использовать. И таким образом получить доступ к большим объемам данной информации. Для продвижения этой идеи министерство организует так называемые хакатоны: форумы разработчиков – программистов, дизайнеров и т.д., на которых они сообща работают над какой-нибудь задачей (http://hackathon.permkrai.ru).

Пока полезных и удобных приложений не очень много. Одна из проблем здесь – понимать, какие сервисы-приложения нужны, будут востребованы и социально полезны. Мы считаем, что информационных дефицитов вокруг нас очень много, и, подумав, сформулировали целый перечень электронных сервисов, которых на наш взгляд явно не хватает. При этом часть данных, на которых могут быть построены эти сервисы, доступна, но разрознена и ее неудобно пользовать, а часть просто отсутствует в публичном доступе, хотя ничего секретного в ней нет.

  1. Сервисы по социальной инфраструктуре, прежде всего в отношении медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, возможно в сферах образования и культы, которые сведут воедино с возможностью поиска и сравнения, обратной связи массу данных, например: доступность специалистов, особенно узких (не в отпуске, не в командировке и т.д.); местонахождение (адреса и на карте) всех корпусов/отделений, а также подъезды и парковки; время работы (желательно по подразделениям); услуги – платные (с тарифами) и бесплатные – с привязкой к корпусам / отделениям; наличие свободных мест в стационарах; данные по независимой оценке; учредители и их контакты; и многое другое…

И специальные сервисы, например, детские лагеря на лето по похожим параметрам. Или сервисы для «особых» детей, особо одаренных или с особыми потребностями.

  1. Сервис(ы) для (потенциальных) поставщиков услуг в социальной сфере (особенно актуально в свете явно выраженной государственной стратегии по повышению качества и расширению спектра поставщиков таких услуг). Речь о представлении в удобной для использования форме детализированных данных по оказываемым за бюджетный счет или потребным социальным услугам по сферам, учреждениям, другим поставщикам, муниципалитетам, временным периодам, видам и объемам, требованиям к поставщикам, и т.д.
  2. Сервис для/по некоммерческим организациям, получателям государственной и муниципальной поддержки, в котором могут быть представлены государственные и муниципальные услуги для НКО, инструменты поддержки, которыми можно воспользоваться – финансовые, имущественные и пр., а также уже оказываемая поддержка в разрезе получателей (субсидии, арендуемые помещения и т.д.).
  3. Административно-управленческий справочник по органам власти, должностным лицам, депутатам, может быть гражданским служащим до какого-то уровня. Популярная логика такого рода сервисов – найди своего депутата/участкового.
  4. Приложение по городским кладбищам – расположение, услуги и цены, наличие мест.
  5. Сервис по разным формам взаимодействия с гражданами – публичные слушания по бюджету и земле, ОРВ, РОИ, опросы граждан и т.д. и т.п. Сейчас они все разрознены и информация обычно в виде новостной ленты, т.е. если вовремя не заметил, то не найдешь.
  6. Сервис по дорогам – расходы на ремонт, кто ремонтирует, гарантийный срок, подведомственность.
  7. Сервисы, позволяющие населению в он-лайн режиме отслеживать очереди в ведомствах и учреждениях.