Права получателей государственных (муниципальных) услуг

Граждане получают все больше возможностей, чтобы перейти от роли вечного просителя к роли потребителя услуг, обладающего правом требовать. Для получения любых государственных и муниципальных услуг Закон устанавливает жесткие требования:

  • к срокам предоставления услуги: чиновник не может их произвольно затягивать;
  • к процедуре предоставления услуги: чиновник не может требовать дополнительных согласований, опускать какие-либо шаги;
  • к перечню документов, которые должен предоставить гражданин: чиновник не вправе произвольно расширять этот перечень;
  • к содержанию, срокам и способам информирования граждан: чиновник обязан ознакомить гражданина с порядком предоставления услуги.

Например, получение образования гарантировано государством, зачисление в школу — это муниципальная услуга. Руководитель муниципального образовательного учреждения не вправе требовать от поступающих в школу или детский сад документы, которые не предусмотрены законодательством, он обязан принять решение о приеме ребенка в установленные Законом сроки. Копии Устава, лицензии, свидетельства о государственной аккредитации должны быть опубликованы на сайте школы и предоставляться по первому запросу.

Получатель государственных (муниципальных) услуг имеет право требовать:

  • соблюдения сроков предоставления услуги, прописанных в Административном регламенте и Законе;
  • соблюдения стандарта предоставления услуги, закрепленного в Административном регламенте;
  • предоставления полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
  • предоставления услуг в любой из форм, предусмотренных законодательством (при личном обращении, по обычной почте, в электронной форме) по своему выбору;
  • отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных документах, возврата денежных средств, взимание которых не предусмотрено Законом в досудебном порядке.