Какие возможных нарушений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг могут быть обжалованы в досудебном порядке?

Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленным ст. ст. 11.1 и 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в т.ч. в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае, если федеральным законом установлен порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, должностных лиц, либо государственных или муниципальных служащих, для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, нормы статьи 11.1 настоящего Федерального закона и настоящей статьи не применяются.

Какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг?

Статьей 5.63 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и статьей 2.1. Закон Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусмотрено привлечение должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:

  • за непредставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков;
  • за требование у заявителя документов и (или) платы, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
  • за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению.

В течение какого времени рассматривается жалоба в досудебного порядке?

Жалоба рассматривается в течении в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа в приеме документов в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. (статья 11.2. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)

Можно ли направить жалобу на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу в электронном виде?

Да, обратиться с жалобой можно как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме. Кроме этого жалоба может быть направлена по почте, через официальный сайт (личный кабинет) ведомства, предоставляющего услугу, Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, Портал досудебного обжалования do.gosuslugi.ru, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя. (статья 11.2. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

На чье имя подается в досудебном порядке жалоба, связанная с предоставлением государственных (муниципальных) услуг?

Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу. Подробно порядок направления жалобы описан в разделе V. «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» административного регламента государственной (муниципальной) услуги.

Предусмотрена ли оплата государственной пошлины при подаче административного искового заявления, связанного с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг?

Да, размер государственной  пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (статья 333.19 Налогового кодекса РФ). В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ ряд категорий населения освобождаются от уплаты государственной пошлины (например, от уплаты госпошлины освобождаются  инвалиды I или II группы).

Может ли представитель (защитник) без высшего юридического образования вести административное дело, связанное с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг и представлять интересы в суде?

Нет, представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. (Статья 55 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В каких случаях, связанных с государственными (муниципальными) услугами, предусмотрен обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора?

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях в следующих случаях  (по материалам справочной информации КонсультантПлюс «Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами»):

 

Ситуация Норма закона
Споры о взыскании обязательных платежей и санкций ч. 2 ст. 213 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ
ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ
Споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц ч.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц (если внесудебный порядок не допускается) абз. 2 ч. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры о взыскании страховых взносов, штрафов, пеней ч. 1 ст. 21 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Споры о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов) ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей абз. 2 ч. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Споры при расторжении договора найма, о выселении ч. 4 ст. 687 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ

 

ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ
ч. 1 ст. 91 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

Какие сведения должно содержать административное исковое заявление?

В соответствии со статьей 125 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) фамилия, имя и отчество административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения;

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

9) иные сведения.

Следующая страница →