Как это работает

Раздел находится на стадии наполнения.

Ответы на вопросы

Получение госуcлуг

Марина Алексеева: Я подала документы на получение государственной услуги через портал госуслуг. Увеличивается ли в таком случае срок предоставления услуги? (Ответа нет уже почти 1,5 месяца, что делать не знаю, приехать в учреждение нет возможности. )

Уважаемая Марина,

государственные и муниципальные услуги, заявление на получение которых было подано через портал  http://www.gosuslugi.ru/ , предоставляются в предусмотренные законом сроки. Электронная подача документов не увеличивает нормативно установленный срок. (Период времени, в течение которого вами должен был быть получен результат услуги, указан на портале госуслуг во вкладке «Сроки оказания услуг».)

Если ведомством был нарушен нормативно установленный срок предоставления госуслуги, вы можете защитить своё право, подав соответствующую жалобу на имя руководителя ведомства или в суд. О том, как подать жалобу вы можете прочитать здесь  http://goo.gl/7jwEzi

Мария: Добрый день, Скажите, пожалуйста, могут ли отказать в госуслуге, если потеряна квитанция об оплате госпошлины (сама госпошлина была оплачена)

Уважаемая Мария,

Государственная пошлина запрашивается ведомством, оказывающим госуслугу, самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия.  Вы можете принести квитанцию об оплате госпошлины по собственной инициативе. Но, если вы  по каким либо причинам не можете принести квитанцию (потеряли или не хотите), отказать в приеме документов вам не вправе. Подрбнее о требовании у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами  http://goo.gl/7jwEzi

Какие документы входят в перечень документов личного хранения?

Перечень документов личного хранения, то есть документов, которые заявитель обязан принести сам для получения государственных (муниципальных) услуг  перечислен в статье п.6 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В перечень входят:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

9) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) учредительные документы юридического лица;

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

17) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

18) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Перечень документов личного хранения является закрытым, то есть ведомство, какое оказывает государственную (муниципальную) услугу, не вправе его самостоятельно расширить.

О том, как собрать документы в органы власти вы можете узнать здесь  http://public-services.ru/metodiki/perechen_dokumentov.html

 

При получении муниципальной услуги попросили предоставить технический план помещения. Действительно ли нужно предоставить этот документ, если он не входит в перечень документов личного хранения, которые заявитель обязан принести сам?

Да, этот документ необходимо предоставить самостоятельно, поскольку он является результатом услуги, необходимой и обязательной для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Все документы, которые требуются для предоставления государственных и муниципальных услуг, можно разделить на три группы: 1-документы личного хранения, предусмотренные п. 6 ст. 7 210-ФЗ, 2-документы, которые уже находятся в распоряжении органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления и их не нудно предоставлять заявителю; 3-документы, которые являются результатом необходимых и обязательных услуг, которые требуется получить перед тем, как обратиться за услугой. Документы, которые являются результатом необходимых и обязательных услуг, как правило, отсутствуют в органах власти и органах местного самоуправления и заявитель должен предоставить их самостоятельно.

Подробнее о том, как собрать документы в органы власти можно узнать здесь http://public-services.ru/metodiki/perechen_dokumentov.html

Существует ли нормативно закреплённый список услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг? Где их можно найти?

Да, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг утверждается нормативными правовыми актами соответствующих уровней.

— Перечень услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг содержится в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание».

— Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пермского края государственных услуг закреплены Постановлением Правительства Пермского края от 10.01.2012 N 10-п «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пермского края государственных услуг, и Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пермского края государственных услуг».

— Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг функциональными и территориальными органами администрации

города Перми перечислены в Решение Пермской городской Думы от 25.03.2014 N 70 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг функциональными и территориальными органами администрации города Перми».

Какие документы можно не приносить в органы государственной власти и органы МСУ для получения государственной (муниципальной) услуги?

Все документы, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть запрошены ведомством, предоставляющим услугу, самостоятельно в рамках системы межведомственного взаимодействия. Требовать их предоставления у получателя государственной (муниципальной) услуги не правомерно.

Ведомства, предоставляющие услуги  само запрашивает такие документы как:

  • документы о праве собственности;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости
  • ИНН и СНИЛС
  • сведения о размере пенсии и получаемых пособиях
  • регистрационные данные на транспортные средства
  • сведения об уплате государственной пошлины и других платежей
  • справки из службы занятости
  • сведения о регистрации по месту проживания
  • и др. документы.

Какая информация о госуслуге должна быть предоставлена органом власти?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуг, в том числе в электронной форме. Предполагается, что ведомства, оказывающие услуг, должны предоставить информацию по всему спектру возможных вопросов, связанных с получением услуги.

Получить информацию о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг возможно непосредственно в ведомствах, которые их оказывают (придя на консультацию, позвонив по телефону, направив обращение), на информационных стендах  ведомств и их официальных сайтах, на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, в тексте административного регламента.

Где можно найти текст Административного регламента государственной (муниципальной) услуги?

Административный регламент государственной (муниципальной) услуги можно найти:

  • на официальном сайте ведомства, которое предоставляет услугу;
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru/ (в разделе нормативно правовые акты необходимой услуги);
  • в «Российской газете», в том числе в её электронной версии (административные регламенты федеральных услуг);
  • в правовых информационных системах, размещенных в сети «Интернет»;
  • в Центрах правовой информации муниципальных библиотек Пермского края, где размещены правовые информационные системы.

Увеличивается ли срок предоставления госуслуги, если её получать через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг?

Нет, в случае получения услуг через Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг срок их предоставления не увеличивается.  Услуга должна быть предоставлена в предусмотренный её административным регламентом срок.

Что такое социальное услуга?

Социальная услуга – это новое и пока не устоявшееся в российском законодательстве понятие. Нормативно оно закреплено пока в Федеральном законе от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и только применительно к сфере социального обслуживания. (В соответствии с данным Федеральным законом «социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».) Однако складывающаяся практики показывает, что в широком смысле под термином «социальная услуга» понимаются те услуги, которые оказывают бюджетные учреждения социальной сфере: социальное обслуживание, здравоохранение, культура, образование, спорт.

Чем отличается государственная услуга от муниципальной услуги?

И государственная, и муниципальная услуга – это деятельность по реализации функций ведомств, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами. Различие заключается в том, кем предоставляется та или иная услуга. Государственная услуга предоставляется федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; а муниципальная услуга предоставляется  органом местного самоуправления.

Что означает термин «одно окно»?

Термин «одно окно» обозначает технологию нескольких услуг одновременно, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов.  По принципу «одного окна» строится работа многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (МФЦ). Обратившись в МФЦ заявитель может получить сразу несколько государственных и  муниципальных  услуг в режиме «одного окна»  —  без непосредственного обращения в различные ведомства, отдав все заявление и необходимые документы одному сотруднику МФЦ.

Каким нормативно-правовым актом закреплены права получателей государственных и муниципальных услуг?

Перечень прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг закреплен в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

К правам заявителей при получении государственных и муниципальных услуг относятся следующие:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее — соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В чем разница между государственными услугами и муниципальными услугами?

Разница в том, что государственные услуги оказывают государственные органы и учреждения либо иные органы и учреждения, которым делегированы полномочия по оказания государственных услуг, а муниципальные услуги — это услуги, оказываемые муниципальным органами власти и учреждениями.

Может ли физическое лицо провести независимую экспертизу проекта административного регламента?

Да, в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», независимая экспертиза может проводиться как физическими, так и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.

Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Мне пришло СМС с номера 0919, в котором просили оценить качество получения госуслуги. Что это за номер и стоит ли отвечать?

Короткий номер 0919 является официальным номером для оценки гражданами качества государственных услуг. Не стоит бояться на него отвечать. Скорее всего, вас просят оценить недавно полученную вами в МФЦ госуслугу.

Должно ли ведомство, которое оказывает госуслугу, просить письменное разрешение у получателя госулуги на сбор и обработку его персональных данных?

Ведомство, оказывающее государственную и (или) муниципальную услугу не обязано брать письменное согласие (либо согласие в электронной форме) на обработку персональных данных у её получателя.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Безопасно ли вводить свои персональные данные при регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг?

Безопасность персональных данных является важным компонент предоставления услуг в электронном виде. По сведениям, представленным на Единым портале государственных и муниципальных услуг, программное обеспечение портала проходит сертификацию по требованиям информационной безопасности и отсутствию недекларированных возможностей. Единый портал госуслуг аттестован по требованиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на обработку конфиденциальной информации и персональных данных по требованиям класса К1 — то есть портал соответствуют требованиям, предъявляемым к информационным системам защиты персональных данных первого класса, и может обрабатывать персональные данные высшей категории конфиденциальности.

При этом Единый портал госуслуг напоминает, что безопасность определяется не только уровнем защиты портала, но и уровнем защиты рабочего места, с которого осуществляется доступ. В частности, для нормальной работы с порталом госуслуг пользователь должен следовать следующим рекомендациям:

— Использовать на рабочем месте исключительно лицензионное программное обеспечение;

— Устанавливать все необходимые обновления безопасности, рекомендуемые производителем программного обеспечения:

— Устанавливать и регулярно обновлять антивирусное программное обеспечение, регулярно проводить проверку на отсутствие вирусов;

— Не загружать программ и данных из непроверенных источников, не посещать сайты сомнительного содержания;

— Не заходить в личный кабинет портала госуслуг со случайных компьютеров, интернет-кафе либо иных недоверенных рабочих мест;

— Не передавать кому-либо токены для авторизации на портале, либо информацию для входа в личный кабинет, следить за сохранностью средств доступа.

Если уровень защиты персонального компьютера вызывает сомнения, более безопасным способом является заказ услуг при помощи инфомата. (По данным Единого портала государственных услуг)

Что такое «универсальная электронная карта»?

Универсальная электронная карта (УЭК)  — это  носитель, который  объединяет в себе идентификационное и платёжное средство. УЭК используется при получении государственных и муниципальных услуг.  На карте содержится информация о её пользователе, в том числе ИНН, СНИЛС, страховой медицинский полис и др. Карта  может заменять данные документы и обеспечивает быстрый  доступ  данной к информации. К карте может быть подключен банковский счет.

Как получить «универсальную электронную карту»?

УЭК можно получить бесплатно по личному заявлению, обратившись в:

  • Краевое государственное автономное учреждение «Пермский краевой МФЦ ПГМУ»
    Многофункциональный центр
    Пермь, ул. Ленина, 51

пн — сб, 8.00 — 20.00
(342)2701120

  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

г. Краснокамск, ул. Коммунальная, 23
Краевое государственное автономное учреждение «Пермский краевой МФЦ ПГМУ»
Многофункциональный центр
вт,ср, пт,сб: 09.00-18.00, чт: 11.00-20.00.
Прием заявлений и выдача карт
(342)2701120

  • Акционерное общество «Универсальная электронная карта Пермского края»
    Пермский край
    г. Пермь, ул. Куйбышева, 9
    (342)2009533

Для граждан до 14 лет заявление о выдаче УЭК подает и подписывает его законный представитель.

Можно ли использовать универсальную электронную карту в качестве удостоверения личности?

Нет, на данный момент УЭК не используется в качестве удостоверения личности и не заменяет паспорт гражданина Российской Федерации. УЭК используется для получения госуслуг  на порталах государственных и муниципальных услуг,  на персональных компьютерах, оснащенных считывателем карт, а также в банкоматах, инфокиосках, поддерживающих работу УЭК.

Можно ли оплатить государственную пошлину через Единый портал государственных и муниципальных услуг?

Через Единый портал государственных и муниципальных услуг можно оплатить государственные пошлины по услугам «государственная регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним», «приём квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений», «загранпаспорт нового поколения».

Какие услуги можно оплачивать через Единый портал государственных и муниципальных услуг?

На данный момент посредствам Единого портала государственных и муниципальных услуг можно оплатить счета ЖКХ, налоговые и судебные задолженности, штрафы ГИБДД.

Как зарегистрироваться на портале Госуслуги

Регистрация на портале «Госуслуги» состоит из трех этапов.

Этап 1. Регистрация Упрощенной учетной записи.

Укажите в регистрационной форме фамилию, имя, мобильный телефон или e-mail. После клика на кнопку регистрации вы получите ссылку на страницу оформления пароля.

Этап 2. Подтверждение личных данных — создание Стандартной учетной записи.

Заполните профиль пользователя — укажите СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (Паспорт гражданина РФ, для иностранных граждан — документ иностранного государства). Данные проходят проверку в ФМС РФ и Пенсионном фонде РФ. На ваш электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки.

Этап 3. Подтверждение личности — создание Подтвержденной учетной записи.

Для оформления Подтвержденной учетной записи с полным доступом ко всем электронным государственным услугам нужно пройти подтверждение личности одним из способов:

обратиться в Центр обслуживания;
получить код подтверждения личности по почте;
воспользоваться Усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК).
Также возможна регистрация пользователя в Центре обслуживания — в этом случае будет сразу создана Подтвержденная учетная запись.

Как и где подтвердить учетную запись на портале Госуслуги

Вы можете перейти к подтверждению сразу после успешной Регистрации, а также позже, воспользовавшись ссылкой, размещенной на баннере в Личном кабинете.

Для подтверждения учетной записи необходимо выполнить следующие шаги:

1. Заполнить личные данные профиля – СНИЛС и паспортные данные.
2. Дождаться завершения автоматической проверки личных данных.
3. Подтвердить личность одним из доступных способов:

  • обратиться в Центр обслуживания;
  • получить код подтверждения личности по почте;
  • воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК).

Через Подтвержденную учетную запись можно создать учетную запись юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Как оплатить штраф ГИБДД со скидкой 50%?

С 01 января 2016 года действует скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД.

Согласно Федеральному закону от 22.12.2014 г. № 437-ФЗ:

«При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения … не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа…».

Другими словами, скидка действует в течение 20 дней с момента наложения штрафа. Крайний срок оплаты штрафа ГИБДД со скидкой — до полуночи 20-го дня. С 21 дня данные изменятся, и придется платить полную сумму штрафа.

На некоторые нарушения скидка 50% не распространяется. Такие нарушения нужно оплачивать полностью. Если вы не внесете полную сумму штрафа, то спустя 60 дней она увеличится вдвое. Чтобы избежать подобной ситуации, ознакомьтесь со списком нарушений ГИБДД, которые не участвуют в акции:

– любые нарушения связанные с алкогольными или наркотическими веществами;
– отказ от медицинского освидетельствования;
– повторное превышение скоростного режима более чем на 40 — 60 км/ч, 60 – 80 км/ч и более 80 км/ч;
– повторный проезд на красный свет;
– выезд на встречную полосу автомобильного движения;
– повторное управление транспортным средством, которое зарегистрировано в ненадлежащем порядке;
– причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести.

Нарушение считается повторным, если вы совершили его до истечения одного года со дня предыдущего аналогичного нарушения.

Для проверки штрафов воспользуйтесь услугой «Штрафы ГИБДД». По номеру водительского удостоверения и данным автомобиля проверьте, есть ли штрафы и какие из них можно оплатить со скидкой.

Каким образом осуществляется подача заявлений через портал государственных и муниципальных услуг?

Для того, чтобы начать работать с Порталом госуслуг, Вам нужно создать свой личный кабинет, т.е. зарегистрироваться. Для регистрации необходим номер СНИЛС, адрес электронной почты. После этого Вы должны получить идентификатор (по желанию либо по почте, либо через ОАО «Ростелеком»). При чем, идентификатор в ОАО «Ростелеком» будет уже через полчаса после регистрации. В Личном Кабинете Вам предоставляется несколько основных разделов. В разделе «Личные данные» Вы можете редактировать свои персональные данные, которые затем могут быть использованы для автоматической подстановки в поля заявлений. В разделе «Сервисы» Вы можете подать заявления на предоставление государственных услуг. Это возможно сделать следующими способами: выбрать орган исполнительной власти, а затем услугу из предлагаемого перечня; выбрать нужную Вам услугу из общего перечня услуг, либо набрать в строке «поиск».  В разделе «Заявки» Вы можете отслеживать состояние тех заявок, которые Вы ранее подали. На первом шаге заполнения заявления Вы, как заявитель должны формально обозначить своё согласие на предоставление и обработку персональных данных. Для этого Вы должны проставить галочку в поле «Согласен» после прочтения текста «Согласия». Если данной отметки проставлено не будет, то дальнейшие шаги по заполнению заявления станут невозможны. На следующих шагах заполнения заявления Вы должны будете занести все требуемые данные в соответствующие поля заявления. Обязательные поля обозначены красной звёздочкой. На последнем шаге, если это требуется по данной услуге,  Вам надо будет выбрать  приложения к заявлению. В результате Вы увидите сообщение, информирующее Вас о том, что заявление было успешно отправлено на портал госуслуг. Вам покажут номер Вашего Заявления, по которому Вы далее сможете отслеживать ход исполнения дела по данному заявлению.

Что такое УЭК? Возможно ли использование банковского приложения УЭК за пределами РФ?

Согласно Федеральному закону № ФЗ-210, Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг. С помощью Универсальной электронной карты (УЭК) можно будет получать и оплачивать государственные, муниципальные и коммерческие услуги в электронном виде. На эту карту можно будет перечислять зарплату и пенсию, платить налоги и штрафы. На начальном  этапе в карту будут добавлены полис обязательного медицинского страхования, свидетельство пенсионного страхования, банковскую карту. Позже этот список будет расширяться. В перспективе карту можно будет предъявлять даже вместо удостоверения личности. Использование УЭК за пределами РФ возможно на территории тех стран, где имеются банкоматы и терминалы Сбербанка.

Необходимо ли приобрести считыватель для УЭК?

Если речь о персональном компьютере и других мобильных устройствах, то понадобится компактный считыватель — «кард-ридер» — с клавиатурой для набора пин-кода и дисплеем, где будет отображаться информация об услуге, которую вы хотите заказать. С учетом того, что картой можно будет пользоваться в любых банкоматах и терминалах, а также в госучреждениях и в МФЦ, особой нужды покупать считыватель («кард-ридер») нет.

В соответствии с каким нормативно правовым актом можно оспорить предоставление государственной (муниципальной) услуги в суде?

С 15 сентября 2015 года вступил в силу «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ. В соответствии с данным Кодексом рассматриваться все административные дела, в том числе дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг.

(Действовавшие до этого Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и глава ГПК о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, более не применяются).

В течение какого срока может быть подано в суд административное исковое заявление, связанное с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг?

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. (статья 219 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Куда подается административное исковое заявление, связанное с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг?

Административные иски подаются в районные суды в качестве суда первой инстанции и вышестоящие суды в соответствии с подсудностью  (статья 19 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Какие сведения должно содержать административное исковое заявление?

В соответствии со статьей 125 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) фамилия, имя и отчество административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения;

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

9) иные сведения.

В каких случаях, связанных с государственными (муниципальными) услугами, предусмотрен обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора?

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях в следующих случаях  (по материалам справочной информации КонсультантПлюс «Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами»):

 

Ситуация Норма закона
Споры о взыскании обязательных платежей и санкций ч. 2 ст. 213 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ
ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ
Споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц ч.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц (если внесудебный порядок не допускается) абз. 2 ч. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры о взыскании страховых взносов, штрафов, пеней ч. 1 ст. 21 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Споры о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов) ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Споры по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей абз. 2 ч. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Споры при расторжении договора найма, о выселении ч. 4 ст. 687 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ

 

ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ
ч. 1 ст. 91 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

Может ли представитель (защитник) без высшего юридического образования вести административное дело, связанное с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг и представлять интересы в суде?

Нет, представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. (Статья 55 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Предусмотрена ли оплата государственной пошлины при подаче административного искового заявления, связанного с защитой прав получателей государственных (муниципальных) услуг?

Да, размер государственной  пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (статья 333.19 Налогового кодекса РФ). В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ ряд категорий населения освобождаются от уплаты государственной пошлины (например, от уплаты госпошлины освобождаются  инвалиды I или II группы).

На чье имя подается в досудебном порядке жалоба, связанная с предоставлением государственных (муниципальных) услуг?

Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу. Подробно порядок направления жалобы описан в разделе V. «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» административного регламента государственной (муниципальной) услуги.

Можно ли направить жалобу на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу в электронном виде?

Да, обратиться с жалобой можно как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме. Кроме этого жалоба может быть направлена по почте, через официальный сайт (личный кабинет) ведомства, предоставляющего услугу, Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, Портал досудебного обжалования do.gosuslugi.ru, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя. (статья 11.2. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В течение какого времени рассматривается жалоба в досудебного порядке?

Жалоба рассматривается в течении в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа в приеме документов в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. (статья 11.2. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)

Какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг?

Статьей 5.63 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и статьей 2.1. Закон Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусмотрено привлечение должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:

  • за непредставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков;
  • за требование у заявителя документов и (или) платы, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
  • за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению.

Какие возможных нарушений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг могут быть обжалованы в досудебном порядке?

Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленным ст. ст. 11.1 и 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в т.ч. в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае, если федеральным законом установлен порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, должностных лиц, либо государственных или муниципальных служащих, для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, нормы статьи 11.1 настоящего Федерального закона и настоящей статьи не применяются.

Медицинские услуги

Как можно воспользоваться правом на бесплатное получение высокотехнологичной медицинской помощи?

Основанием для направления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения пациента в федеральное учреждение здравоохранения или учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации для оказания ВМП является решение Комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП.

Комплект документов, направляемых в Комиссию субъекта РФ, должен содержать:

1. Выписку из протокола решения Врачебной комиссии.

2. Письменное заявление пациента (его законного представителя, доверенного лица), содержащее следующие сведения о пациенте:

  • a. фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • b. данные о месте жительства,
  • c. реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство,
  • d. почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений,
  • e. номер контактного телефона (при наличии),
  • f. электронный адрес (при наличии).

3. Согласие на обработку персональных данных гражданина (пациента).

4. Копии следующих документов:

  • a. паспорт гражданина Российской Федерации,
  • b. свидетельство о рождении пациента (для детей в возрасте до 14 лет),
  • c. полис обязательного медицинского страхования пациента (при наличии),
  • d. свидетельство обязательного пенсионного страхования пациента (при наличии),
  • e. выписка из медицинской документации пациента за подписью руководителя медицинской организации по месту лечения и наблюдения пациента,
  • f. результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающие установленный диагноз.

В случае обращения от имени пациента законного представителя пациента (доверенного лица):

1. В письменном заявлении дополнительно указываются сведения о законном представителе (доверенном лице):

  • a. фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • b. данные о месте жительства,
  • c. реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство,
  • d. почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений,
  • e. номер контактного телефона (при наличии),
  • f. электронный адрес (при наличии).

2. Дополнительно к письменному обращению пациента прилагаются:

  • a. копия паспорта законного представителя пациента (доверенного лица пациента),
  • b. копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента, или заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенность на имя доверенного лица пациента.

Комиссия субъекта РФ решает вопрос в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения документов. По результатам рассмотрения документов принимается одно из следующих решений:

О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП.

В этом случае председатель комиссии обеспечивает выдачу пациенту в течение 3 рабочих дней талона на оказание ВМП (форма N 025/у-ВМП), а также согласование предполагаемой даты госпитализации с той медицинской организацией, в которую запрашивается квота. После этого пациента направляют на лечение.
Об отсутствии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП.

О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию с целью проведения дополнительного обследования. В этом случае орган здравоохранения обеспечивает направление пациента на проведение необходимых обследований.

О наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи. В этом случае орган здравоохранения также обеспечивает направление пациента на лечение в соответствующую медицинскую организацию.

Госпитализация осуществляется по решению комиссии медицинской организации, оказывающей ВМП. Данное решение принимается в срок не позднее 10 рабочих дней на основании талона на оказание ВМП с приложением в электронном виде документов из указанного выше перечня.

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (ред. от 17.11.2015) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Что включает право на получение безопасных медицинских услуг?

Пациенты имеют право на безопасную медицинскую услугу, которая включает:

  • Право на получение медицинской помощи квалифицированным специалистом.
  • Право на получение подробной информации о медицинской услуге путём информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
  • Право на получение медицинских услуг в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Право на получение медицинских услуг в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

В российском законодательстве для каждого отдельного вида медицинских услуг предусмотрены свои стандарты и порядки оказания помощи, в соответствии с заболеванием, общим состоянием здоровья пациента. Исходя из этого, подбираются специальные методы вмешательства, медицинское оборудование и лекарственные средства, которые позволят оказать безопасную качественную медицинскую услугу.

Где и как получать информацию о медицинских услугах?

Любой пациент вправе получить достоверную информацию о медицинском учреждении в удобное время и в доступной для себя форме. Если на информационном стенде не содержится данных о режиме работы заведения, перечне оказываемых услуг, квалификации специалистов, истории создания заведения, Вы вправе потребовать предоставления данной информации. Помимо информационного стенда можно использовать официальный сайт медицинского учреждения, договор об оказании медицинских услуг, а также во время получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В случае не предоставления данной информации своевременно медицинская организация будет привлечена к административной ответственности с наложением административного штрафа.

Получение информации обо всех аспектах, влияющих на качество оказываемой медицинской услуги.

Заключив договор об оказании медицинской помощи, Вы вправе требовать от медицинского учреждения предоставления всей информации об аспектах влияющих на качество услуг. В пункте 15 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» указаны дополнительные медицинские услуги, которые могут ускорить получение положительного результата. К сожалению, не зависимо от использования дополнительных услуг возникают ситуации, не зависящие от пациента, которые могут привести к различным последствиям. Поломка необходимого оборудования, смена лечащего врача, отсутствие необходимых медикаментов влекут за собой ухудшение качества оказываемых услуг, медицинское учреждение обязано уведомлять пациента о возникновении форс-мажорных ситуаций.

Получение информации о соблюдении срока оказания услуг, установленного законодательно или договором об оказании услуг.

Посещение медицинского учреждения с целью получения медицинской помощи даёт пациенту право на получение информации о конкретных сроках оказания медицинской услуги. В соответствии со статьей 27 закона «О защите прав потребителей», медицинское учреждение обязано предоставить все необходимые услуги в срок, оговоренный договором или правилами оказания отдельных видов услуг. Однако в случае нарушения этих сроков медицинское учреждение не получит штрафных санкций, потому что сроки оказания помощи для каждого отдельного пациента устанавливаются индивидуально с учётом его физического состояния.

Подробно изучив все имеющиеся у пациента права можно сделать вывод о том, что каждый человек должен требовать от медицинских работников чёткого соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае если Ваши права были нарушены или выполняются не в полном объёме необходимо сообщить об этом вышестоящему руководству медицинского учреждения или в Министерство здравоохранения.

Можно ли выбирать медицинское учреждение?

Согласно главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый пациент имеет право на выбор медицинского заведения.

Претендовать на самостоятельный выбор могут пациенты, участвующие в программе государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи и воспользовавшиеся бесплатной медицинской помощью.

Для выбора медицинского учреждения, нужно составить письменное обращение в выбранную медицинскую организацию, которое должно содержать следующую информацию:

  • Подробное наименование медицинского учреждения, а также фактический адрес местонахождения, организации, которая приняла заявление.
  • Фамилию, имя и отчество будущего пациента, дату и место рождения, пол, а также другую информацию о пациенте.
    Подробное наименование страховой организации, которую выбрал пациент.
  • Подробную информацию о медицинской организации, оказывающей помощь на момент подачи заявления.

Другие сведения, указанные в пункте 4 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Гражданин может обратиться с подобным заявлением в любое медицинское учреждение, специалистов которого считает более квалифицированными. После подачи заявления следует внимательно следить за исполнением следующих действий:

  • Пациент имеет право получить информацию обо всех врачах медицинского учреждения.
  • Учреждение уведомляет гражданина о принятии на медицинское обслуживание в письменной или устной форме.
  • Медицинская организация направляет в страховую компанию информацию о принятии пациента на медицинское обслуживание в течении трёх суток с момента информирования гражданина.

Некоторые категории населения обладают дополнительными правами по выбору медицинского заведения, что отражается в специальных нормативных документах. Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации» распространяется на граждан, которые проживают в различных закрытых городах и поселениях, а также на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами. Статьи 25 закона «Об основах охраны здоровья» позволяют сделать самостоятельный выбор медицинской организации военнослужащим, солдатам, проходящим альтернативную службу, призывникам и контрактникам. Статья 26 закона регламентирует права задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Запомните, что выбрать медицинское учреждение самостоятельно можно лишь при условии участия данной организации в программе государственных гарантий на территории России. В Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» подробно расписано, какие действия необходимо предпринять для осуществления самостоятельного выбора.

На какие медицинские услуги можно получить квоту

Список медицинских процедур, на которые подлежат квотированию, постоянно обновляется и утверждается Министерством здравоохранения России, например, в него входят:

  • Пересадка органов.
  • Операции на сердце.
  • Эндопротезирование сосудов.
  • Нейрохирургические операции при наличии опухоли головного мозга.
  • Операции высокой степени сложности.
  • Экстракорпоральное оплодотворение.

Как выбрать или заменить лечащего врача?

С момента обращения в медицинское учреждение лечащий врач назначается руководителем медицинской организации. Пациент имеет право на самостоятельный выбор пациента. Право на выбор доктора для оказания услуг, регламентируется законодательством, однако помимо этого необходимо согласие и самого врача.

Пациент может обратиться к руководству медицинской организации с заявлением о замене врача. В заявлении важно указать причину, по которой пациент требует замену лечащего врача. На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н руководитель лечебного заведения должен рассмотреть все указанные доводы и вынести решение в пользу пациента. Своим законным правом на самостоятельный выбор медицинского учреждения пациент может воспользоваться только один раз в год. Осуществить самостоятельный выбор доктора  в выбранной организации, также можно единожды.

Как получить квоту на операцию?

Квота – это материальная помощь государства на проведения сложных медицинских операций при помощи современного оборудования и медикаментов. Чаще всего квоты предназначены на проведения сложных хирургических операций на сосуды и сердце, лечение онкологических заболеваний, а также замену сосудов и многое другое. Средства в качестве материальной помощи выделяются из федерального бюджета, однако могут быть проиндексированы с учётом региональных коэффициентов.

Для оформления квоты на операцию потребуется пройти длинный путь, и начать нужно, прежде всего, с посещения поликлиники по месту регистрации и проведения необходимых анализов.
Лечащий врач подскажет, какие именно документы необходимо собрать, а также сделает заключение с указанием необходимости в выделение материальной помощи.

Помимо участкового врача по месту жительства важно посетить следующих специалистов:
— Фонда здравоохранения (по месту регистрации своего региона)
— Федерального медицинского заведения.

Благодаря трёхступенчатой системе отслеживания заболевания, специалисты смогут принять обоснованное решение с учётом имеющихся анализов. Участковый врач направит положительное решение о выделении материальной помощи к экспертам регионального органа здравоохранения, которые оформят электронный талон (логин и пароль, позволяющий входить в систему официального сайта о выделении квот, где чётко прописано какое решение было принято по тому или иному пациенту).

Документы, необходимые для получения квоты

Далее вся имеющаяся у пациента документация перенаправляется сотрудникам федерального медицинского учреждения, которые в свою очередь инициируют создание специальной комиссии для рассмотрения документов:

  • Выписки о ранее проведённых лечебных процедурах;
  • Результатов анализов, подтверждающих наличие заболевания;
  • Установленного диагноза с обоснованием;
  • Письменного заявления-обращения о выдаче квоты;
  • Ксерокопии паспорта, в случае если квота требуется на лечение ребёнка, необходимо предоставить свидетельства о рождении и копию паспорта одного из родителей;
  • Копии полиса обязательного медицинского страхования;
  • Копии полиса пенсионного страхования (для инвалидов и пенсионеров);
  • Копии индивидуального страхового номера.
  • Направления из клиники с печатью и подписью врача, установившего диагноз.

Помимо материальной помощи на операцию, государство выделяет средства на осуществление доставки больного к месту прохождения лечения, данная льгота представляет собой талон бесплатного проезда. Предоставив весь пакет документов, комиссия выберет специалиста по профилю заболевания, который выдаст заключение о необходимости проведения операции и выдаче материальной помощи. К сожалению, на этом путь по получению квоты не заканчивается. Назначается ещё одна комиссия, которая внимательно рассмотрит заключение лечащего врача, а также специалиста по профилю заболевания. В случае положительного решения комиссией будет выбрано медицинское учреждение для проведения операции, все документы будут переданы главному врачу. Специалистами профильного медицинского учреждения проводятся необходимые анализы, назначается дата проведения операции. С момента прохождения обследования в клинике по месту жительства и до получения квоты проходит не более двадцати дней.

Возникают ситуации, когда заболевание не может быть излечено с помощью медицинских вмешательств на территории Российской Федерации, в таком случае возможно выделение средств на прохождение лечения в Европе и других иностранных государствах. В данной ситуации пациент должен пройти несколько специальных комиссий, состав которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития. Приняв положительное решение, комиссия направит Ваши документы в медицинское учреждение другой страны, если решение будет отрицательным, Вы сможете воспользоваться квотами на альтернативное лечение на территории России.
Процедура получения квоты на проведение операции очень сложная и требует большого терпения. Пациенту, не смотря на физическое состояние необходимо пройти три комиссии и собрать весь пакет документов. Каждый год Министерство здравоохранения Российской Федерации старается упростить процедуры выделения квот, однако сделать это довольно сложно. Количество больных, которым требуются серьёзные операции, постоянно увеличивается, а уровень жизни населения значительно уменьшается. Выбрать несколько счастливчиков из сотен несчастных тяжёлая задача для человека, поэтому в комиссии по выделению квот входят высококвалифицированные профильные специалисты.

Когда лучше подавать заявление на получение квоты на бесплатное лечение в специализированных учреждениях?

Ежедневно в поликлиники обращается большое количество нуждающихся в экстренном квалифицированном лечении, однако количество выделяемых квот строго ограничено. Квоты распределяются согласно плана Министерства здравоохранения. Субъекты Российской Федерации получают ограниченное количество материальной помощи, и распределяется она в начале года по уже имеющимся заявлениям.

Поэтому в случае обращения с вопросом о выделении квоты в конце года, скорее всего пациенту будет отказано. Лучше подавать заявление в начале года. В том числе, пациент имеет право подать заявление повторно, если был получен отказ в предшествующем году.

Можно ли получить бесплатное лечение, если квоты были распределены?

Когда квоты уже распределены, получить бесплатное лечение не представляется возможным. Не смотря на это, лечащий врач может подсказать варианты получения дополнительной квоты в местном органе здравоохранения. для этого можно направить заявление о выделении дополнительной квоты. Рассмотрение такого заявления занимает от трёх месяцев и более, пациент будет информирован в случае принятия положительного решения. Возникают ситуации, когда у клиники появляется возможность на выделение дополнительной материальной помощи. Как правило, это связано с тем, что пациент, получивший квоты отказался от её использования и бесплатного медицинского обслуживания. Такие случаи бывают крайне редко, если люди, которым выделяются квоты, нуждаются в экстренной помощи, а соответственно предпочитают пройти дорогостоящее лечение за свой счёт, дабы не терять драгоценного времени.

Какую медицинскую помощь можно получить бесплатно?

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На сегодняшний день в российской медицине существует несколько видов оказываемой помощи:

— первичная специализированная медико-санитарная помощь.

К первичной медико-санитарной помощи относятся различного рода осмотры, связанные с профилактикой и диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией, а также ведение беременности и принятие родов, просвещение население о здоровом образе жизни. Получить подобную помощь довольно просто, необходимо направление врача – терапевта. Если Вы решили обратиться в медицинское учреждение самостоятельно помощь будет оказана с учётом правил и порядков утверждённых Минздравом РФ.

— специализированная медицинская помощь.

Специализированную медицинскую помощь можно получить только по направлению врача, в котором должны быть представлены несколько вариантов медицинских учреждений на выбор. Все медицинские учреждения должны участвовать в программе государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, и полностью специализироваться на заболевании пациента.

— медицинская помощь в неотложной или экстренной форме.

В каких случаях допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина?

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

  • консилиумом врачей,
  • в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица,
  • либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Можно ли отказаться от получения медицинских услуг?

Пациент может отказаться от медицинского вмешательства на любом из его этапов. Исходя из пунктов 9 и 10 приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н о дачи информированного согласия на медицинское вмешательство, выделяют две формы отказа:

  • полный отказ от любых медицинских услуг;
  • частичный отказ, от какой-то конкретной медицинской услуги.

Не стоит забывать, что действия законодательства распространяются не только на медицинские учреждения, принимающие участие в программе государственных гарантий на получение бесплатных медицинских услуг, но и на все медицинские учреждения, осуществляющие легальную лечебную практику.

Каждый пациент вправе принимать самостоятельные решения на полный или частичный отказ от медицинской помощи. В свою очередь выбор полного отказа, фактически означает прекращение сотрудничества с выбранной поликлиникой, в связи с чем данное медицинское учреждение не несёт ответственности за Вашу жизнь и здоровье.

Если пациент решил подписать отказ от медицинского вмешательства, лечащим врачом или другим сотрудником учреждения должна быть предоставлена подробная информация о последствиях принятого решения. Вероятная смерть пациента, возможные осложнения, а также другие варианты последствий излагаются в доступной для понимания форме, указываются на специальном бланке.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Какие льготы имеют пенсионеры в сфере здравоохранения?

Для пожилых предусмотрены определенные улучшенные условия для поддержания здоровья:

  • При определенных условиях по решению местного или же регионального органа человек пенсионного возраста может получить в определенном размере бесплатную медицинскую помощь не только в своей поликлинике или городской больнице, но также и в различных гериатрических кабинетах и геронтологических центрах.
  • Если пенсионер имеют инвалидность, и при этом не отказывается от стандартного набора социальных услуг предоставленных ему государством, он может получать необходимые лекарственные средства на льготных условиях.
  • На сегодняшний день перечень медикаментов, которые попадают в данный льготный список, насчитывает 360 лекарств. Хочется отметить, что более 60% из них, а точнее 228 наименований отнесены к важнейшим лекарственным средствам, которые являются необходимыми для обеспечения жизни человека.
  • Если пенсионер является инвалидом или же ветераном, то в рамках определенных программ на местном или же региональном уровне он имеет право получать путевки в санатории на бесплатной основе.
  • Каждый человек, который пересек рубеж в 60 лет, имеет право, сделать себя бесплатно прививку от гриппа, которые проводятся ежегодно в соответствии с эпидситуацией в каждом регионе в разное время года. Для того чтобы получить данную вакцину бесплатно, пенсионеру необходимо обратиться в поликлинику по своему постоянному месту жительства, к закрепленному за его участком врачу.
  • Также граждане, которые находятся в возрасте от 60-99 лет, с 2013г в соответствии с приказом Минздрава подлежат диспансеризации, которая может быть сделаны всего 1 раз в течение 3х лет. Здесь есть исключение для людей, которые имеют инвалидность как следствие своего заболевания, инвалиды ВОВ, а также те, кто имеет знак «Жителя блокадного Ленинграда». Указанные выше категории людей обязаны проходить диспансерный осмотр независимо от своего возраста 1 раз в год.
  • Если пенсионер является жителем любого района относящегося к Крайнему Северу или же регионам, которые приравнены к последнему, и он не работает, при этом получает пенсию по инвалидности или же по старости, он имеет право требовать компенсацию потраченных средств на поездку к месту своего отдыха. Данное место должно находиться исключительно на территории Российской Федерации.

Получить такие выплаты, человек может один раз в 2 года, в территориальном органе ПФР, как в виде определенной денежной суммы, так и в виде получения проездных билетов. Для того чтобы получить данную льготу человеку необходимо обратиться в ПФР именно там где находится его пенсионное и дело с заявлением. Такое же заявление можно подать и в МФЦ. К заявлению необходимо приложить документарное подтверждение того, что пенсионер был в доме отдыха, туристической базе, санатории или другом учреждении. Таким подтверждением может служить договор об оказании услуг, курсовка, путевка или другой документ, который имеет законную силу подтверждений такого рода.